Полихро́ний
Полихро́ний (Πολυχρόνιος) Апамейский, прп. (ум.ок.430), сирийский грекоязычный экзегет, брат *Феодора Мопсуестского. Представитель *антиохийской школы толкователей. Был епископом сирийского города Апамеи. Его комментарии на Ветхий Завет сохранились лишь в *катенах. Как ученик *Диодора Тарсийского Полихроний резко выступал против *аллегорического метода изъяснения Библии. Память Полихрония Православная Церковь празднует 23 февраля.
♦ Migne. PG, t.43.
● Branderhewer O., Polychronius’ Bruder Theodors von Moptestia, und Bishop von Apamea, Freiburg-B.,1879.
Полнота смысла Священного Писания (лат. sensus plenior), термин, означающий, что *Откровение, запечатленное в Библии, не во всей полноте осознавалось самими священными авторами, и полнота его смысла могла раскрываться позднее. Термин Полнота смысла Священного Писания был введен в католическую *герменевтику в 20-х гг. 20 в.; однако сама идея, выраженная в этом термине, зародилась еще в *святоотеческий период и вошла в православную библеистику. Постепенное раскрытие истин веры предполагает определенную ограниченность людей, воспринимавших их в отдельные эпохи. Только в полном контексте всего Писания и в *Предании Церкви становятся явными те предвосхищения истины, которые не были осознаны в древности.
● *Brown R., The Sensus Plenior of Sacred Scripture, L.,1955.
Полотебнов Андрей Григорьевич, протоиерей (1843–1905), русский православный экзегет и духовный писатель. Родился в Рязанской губернии в семье сельского священника. Окончил Московскую Духовную академию (1868); ученик прот.*Горского и *Михаила (Лузина). По окончании академии преподавал Священное Писание в Псковской и Вифанской семинариях.
Магистерская работа Полотебнов «Св. Евангелие от Луки. Православное критико- экзегетическое исследование, против Ф.Х.Баура» (М.,1873) включала комментарий к Лк. и опровержение гипотез *тюбингенской школы. В 1875 Полотебнов принял сан священника. МДА и КазДА приглашали его на кафедру Священного Писания, но Полотебнов отказался, предпочтя занять место законоучителя в Константиновском Межевом институте (Москва).
В 1891–1901 Полотебнов издавал и редактировал единственный русский библейский журнал «Радость христианина при чтении Библии как Слова Божия». Журнал печатал общедоступные статьи по Священному Писанию, библейской *археологии, деятельности *обществ библейских. В нем принимали участие Н.*Астафьев, *Никанор (Каменский), Победоносцев и другие. На страницах журнала Полотебнов публиковал свое популярное изъяснение Мф., которое посмертно вышло отд. книгой («Руководство к последовательному толковательному чтению Евангелия. Кн.1. Евангелие Матфея», М.,1905). Издание было рассчитано на «учащихся средних учебных заведений и всех внимающих тексту Евангелия». Полотебнову принадлежит большое число книг и брошюр, преимущественно на темы Библии. Труды его сыграли заметную роль в распространении библейских знаний и духовного просвещения в России.
♦ Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу, М.,1872; Соборные послания апостола любви, св.Иоанна Богослова, М.,1875, ч.1–3; Полотебнов А.Г., Исторические свидетельства об изучении Библии в хронологическом порядке, К., 1875; Деяния Святых Апостолов, М.,1875, вып.1; Библия и астрономия, М.,1892; Утешение в Слове Божием скорбящим, М.,1896; О тайне служения Иисуса Христа как Божественного Учителя. М.,1898; Конспект сравнительного чтения Четвероевангелия, М.,1905.
● Двадцатипятилетие священства и законоучительства в Константиновском Межевом институте магистра богословия прот.А.Г.Полотебнова, М.,1900 (там же приведен список трудов и изданий Полотебнова).