Полисеманти́зм
Полисеманти́зм библейский, наличие в Священном. Писании нескольких смысловых уровней: буквального, или исторического, иносказательного, мистического, или таинственного. Впервые мысль о библейском Полисемантизме была высказана *Филоном Александрийским, а за ним св. отцами. См. стати: *Герменевтика библейская; *Новая герменевтика; *Святоотеческая экзегеза; *Схоластическая средневековая экзегеза; *Экзегетика.
Политеизм (от греч. πολύ – много, ϑεός – божество) в Библии. В Ветхом Завете не говорится о возникновении Политеизма и о времени, когда возникло многобожие. Единственным косвенным указанием на это в Ветхом Завете некоторые толкователи считают рассказ (Быт.6:1–4). Там сказано, что люди («дочери человеческие») вступили в брак с «сынами Божиими», и от этого брака стали рождаться исполины, «издревле славные люди». Поскольку в Ветхом Завете «сынами Божиими» иногда называются духовные существа (Пс.28:1; Иов.1:6), а брак был символом религии, религиозного союза (Ос.1–2), возникло предположение, что бытописатель имел в виду религиозный союз людей с духами, т.е. Политеизм. Под «исполинами» же подразумевались древние герои и цари язычества, которые возводили свое происхождение от богов.
Согласно апостолу Павлу, древние люди познали Творца, но потом «осуетились в умствованиях своих» и «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:21–23). В Библии существует два взгляда на природу языческих богов. По одному – они суть демоны (Втор.32:17; 1Кор.10:20 сл.), а по другому – иллюзия, ничто (1Пар.16:26). В *допленный период язычество соседних народов, превосходящих Израиль по культуре, было для него источником постоянного соблазна (см. статью *Двоеверие в Ветхом Завете). Полностью этот соблазн был преодолен лишь после национальной катастрофы (см. статью *Плена период).
Сторонники *исторического эволюционизма в библеистике рассматривают Политеизм как изначальную форму религии. Считалось, что у истоков всех верований лежат фетишизм, тотемизм, анимизм. Этот тезис, вначале умозрительный, в 19 в. пытались подкрепить данными этнографии. Однако более углубленное изучение культов племен, находящихся на примитивной стадии цивилизации, показало, что и у них есть вера в Высшее Божество.
● Прот.*Боголюбов Н.М., Философия религии, К.,19182; прот.*Буткевич Т., Религия, ее сущность и происхождение, Харьков, 1902–1904, кн.1–2; Введенский А., Религиозное сознание язычества, М.,1902; Светлов Э. (прот. А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971 (там же приведена библиография); Eliade M., Traité de l’histoire des religions, P.,1959 (англ. пер.: Patterns in Comparative Religion, Cleveland, 1963); Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Münster, 1912 (англ. пер.: The Origin and Growth of Religion, L.,1931); см. также статьи: *Моногенизм; *Монотеизм.