прот. Александр Мень

Источник

Поле́нов

Поле́нов Василий Дмитриевич (1844–1927), рус. живописец. Родился в Петербурге в дворянской семье. В 1871 одновременно окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Академию художеств. Первая же большая работа Поленова, за которую ему присудили золотую медаль, была на евангельскую тему («Воскрешение дочери Иаира»). Получив стипендию для поездки за границу, Поленов посетил Италию, Германию, Францию. В этот период в его творчестве основное место занимал пейзаж.

С начала 80-х гг. художник приступил к серии картин из жизни Христа. С этой целью он объехал Палестину, Сирию и Египет, сделав там множество этюдов. Часть из них (главным образом пейзажи) послужила материалом для евангельских полотен. Художник был убежден, что на Востоке не только природа, но и «постройки и одежды простого люда были близки к теперешним». Первой в серии была большая картина «Христос и грешница» (1886–1887) на тему (Ин.8:1–11). Полотно сочетало строгую архитектонику академической живописи с жанровым реализмом «передвижничества».

В толковании образа Христа Поленов решительно отошел от традиционных трактовок. Будучи человеком нецерковным, он стремился найти собственное решение темы. «Христос, – писал он, – есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». Поленов представил Христа мужественным, загорелым, погруженным в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра *Иванова и *Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью. Огромную роль играет окружающий Христа пейзаж. Устранены все театральные эффекты, которые были свойственны картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчеркивает духовный смысл совершающегося.

За «Христом и грешницей» последовали полотна «На Геннисаретском озере» (1888), «Среди учителей» (1896), «На горе» и цикл небольших картин-эскизов, иллюстрирующих Евангелие (свыше 70 полотен). Этот цикл выставлялся дважды в Петербурге и Москве (1909, 1915), и по нему было издано два альбома (с черно-белыми иллюстрациями и цветными). Большинство критиков признавало, что главной удачей Поленова явилось историческое воссоздание евангельской среды и пейзажа, в то время как образ Христа остался маловыразительным. Поленов работал над циклом до последних лет жизни, которые он провел на Оке в своем имении Борки (ныне Поленово). В 1926 Поленову было присвоено звание народного художника.

Лясковская О.А., В.Д.Поленов, М.,1946; Поленов В.Д., Поленова Е.Д., Хроника семьи художников, М.,1964; Ремезов А., Жизнь Христа в трактации современного русского художника, Серг.Пос., 1915; Сахарова Е., В.Д.Поленов, Письма, дневники, воспоминания, М.,Л., 19502; Юрова Т., Поленов Василий Дмитриевич (Альбом репродукций), М., 1965.

Полигамия (от греч. πολύ – много, γάμος – брак) в Библии. В ветхозаветной истории имеется много примеров Полигамии, т.е. многоженства. У *патриархов было по несколько жен или наряду с женой допускались наложницы (см., напр., Быт.16:3; 21:10). Двух жен имел Моисей (Исх.2:21; Числ.12:1). У еврейских царей, в соответствии с обычаями восточных монархов, существовали большие гаремы. Тем не менее идеалом брака в Библии остается моногамное супружество (см. статью *Моногамия), как это видно из (Быт.2:23–24 и Пс.127:3). В Новом Завете допускается лишь моногамный брак (см., например, 1Тим.3:2).

● ЕЭ, т.12; Павловский Н., Многоженство у древних евреев, «Могилевские ЕВ», 1884, №3–4. Прочую литературу см. в статье *Моногамия.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle