прот. Александр Мень

Источник

Пий XII

Пий XII (Эудженио Пачелли), папа Римский (1876–1958). Родился в семье адвоката. С 1904 епископ; с 1929 кардинал. При Пие XI был государственным секретарем Ватикана (с 1930). Избран папой в 1939. Понтификат Пия XII проходил в сложный период 2-й мировой войны и послевоенных лет. В какой-то степени это определило жесткие, авторитарные принципы правления папы, получившие название «интегрализма». Пий XII неоднократно высказывался по вопросам политики, философии, науки и культуры. Его речи и писания составили 20 томов. Несколько его энциклик имели важное значение для католической библейской науки. Послание «О мистическом Теле Христовом» («Mystici Corporis Christi», 1943) преследовало цель согласовать католическую *экклезиологию с учением апостола Павла. Пий XII отверг понимание Церкви только как организации или только как духовного единства («невидимая Церковь»), подчеркнув ее богочеловеческий характер. Вышедшая в том же году энциклика «Божественное вдохновение Духа» («Divino afflante Spiritu») обозначила собой эпохальный рубеж в католической экзегетике.

Своим авторитетом Пий XII санкционировал направление, представленное *Лагранжем. Отметив успехи *критики библейской, папа подчеркнул влияние на нее *рационализма. Он призвал церковных исследователей повысить уровень работы и привести ее в соответствие с новейшими достижениями лингвистики, *археологии, истории, но при этом указал, что толкователь обязан не покидать почвы христианского учения. «Чтобы вполне удовлетворить современным требованиям изучения Библии, – говорится в энциклике, – католический экзегет должен объяснять Священное Писание, доказывая и защищая его абсолютную непогрешимость... Он должен исследовать, каким образом способ выражения или литературный жанр, которым пользуется священный писатель, может привести к правильному и точному пониманию». Толкователю необходимо «мысленно вернуться к отдаленным векам Востока», ибо библейские авторы прибегали к *гиперболам, идиомам, парадоксам, смысл которых может объяснить лишь проникновение в мир *Древнего Востока. В частности, по словам Пия XII, литературные *жанры Книги Бытия «не соответствуют ни одной из наших классических категорий, и их нельзя рассматривать в свете греко-латинских или новейших литературных жанров». Впрочем, хотя сказания Книги Бытия «не содержат истории в современном смысле слова», они историчны в том смысле, что «рассказывают простым и образным языком, приспособленным к пониманию мало развитых людей, основные истины, необходимые для спасения и одновременно дают общедоступное описание начала рода человеческого и избранного народа».

В изданной в 1950 энциклике «О роде человеческом» («Humani generis») Пий XII обратился к вопросу об антропогенезе. По словам католического богослова Р.Обера, эта энциклика – «первый официальный документ, в котором Св. Престол признал, что теория эволюции видов может быть совместима с учением католической Церкви». В энциклике было сказано: «Церковная власть не запрещает, чтобы в соответствии с современным состоянием науки и богословия учение эволюционизма стало предметом изучения и обсуждения компетентных лиц, поскольку оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, якобы происходящего из предшествующей органической материи (души же, по учению католической веры, создаются непосредственно Богом)».

Однако Пий XII предостерегал против излишнего доверия к гипотезам эволюционистов, косвенно намекая на воззрения *Тейяра де Шардена и его последователей. В речи, произнесенной Пием XII в Папской академии наук (1951), им были затронуты вопросы соотношения *науки и Библии. «Что бы ни утверждалось опрометчиво в прошлом, – говорил папа, – но чем дальше идет истинная наука, тем больше она открывает Бога, словно Он ожидает ее за каждой дверью, открываемой наукой». В этой речи Пий XII признал религиозное значение теории эволюции Вселенной.

♦ Actes de S.S. Pie XII, documents pontificaux et dicastères romaines, vol.1–20, P.,1949–1958; в рус. пер.: О Мистическом Теле Христовом, Буэнос-Айрес, 1954.

Бреза Т., Бронзовые врата, М.,1964; Григулевич И.Р., Папство. Век ХХ, М.,19812; Дондейн А., Христианская вера и современная мысль: О философских проблемах, затронутых в энциклике Humani generis, Брюссель, 1974; Лаберенн П., Пий XII и наука, в его кн.: Происхождение миров, М.,1957; Шейнман М.М., От Пия IX до Павла VI, М.,1979; иностранную библиографию см. Leiber R., Pius XII, NCE, v.11.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle