Мона́рхии
Мона́рхии идея в Библии. Монархическая форма правления – одна из древнейших. Она предусматривает наследственное (реже – выборное) единовластие, освященное религиозной санкцией. С распространением религиозного плюрализма и секуляризации Монархия почти повсеместно сменялась другими системами правления.
Идея Монархии в древности. По мнению ряда исследователей (напр., *Фрэзера), корни монархической идеи уходят в доисторическое прошлое, когда вождям-магам приписывались сверхъестественные свойства. Влияние *магии на идею Монархии сохранялось и в государствах *Древнего Востока. Так, египтяне считали, что фараон присущей ему властью поддерживает стабильность природного естественного порядка. На него смотрели как на телесного потомка богов. В Месопотамии начало обоготворения царей связано с именем Нарамсина (Нарам-Суэна), жившего в 3 тыс. до н.э. В античный мир идея божественного царя пришла с Востока и после Александра Македонского закрепилась в эллинистических державах. В Риме обоготворение цезарей началось с Августа. Монархический принцип ставил самодержца над законом, делая его живым олицетворением «божественного права».
Идея Монархии в Ветхом Завете. Почти тысячу лет ветхозаветная община не знала Монархии и управлялась главами *колен израильских и родов, а позднее, начиная с Моисея, также харизматическими вождями. Их право основывалось на особом посланничестве и воздействии Духа Божьего (ср. Суд.15:14–15). Идеалом правления в *амфиктионии считалась *теократия: истинным Владыкой народа признавался только Господь. Поэтому Гедеон демонстративно отказался от царской власти (Суд.8:22–23), а попытка его сына стать монархом вызвала сопротивление (Суд.9:22–23). К мысли о необходимости установления Монархии общество было подготовлено бедствиями филистимского ига (11 в. до н.э.). Тем не менее идея теократии не утратила силы. Отсюда двойственность библейской традиции, описывающей начало Монархии. Согласно одной концепции (1Цар.9:15), царская власть была дана по воле Бога с целью предотвращения военной опасности. Но другая расценивает Монархию как грех народа, как признак его маловерия. На требование старейшин, пожелавших избрать царя, Самуил отвечает: «Вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий и скорбей ваших, и сказали Ему: “царя поставь над нами”» (1Цар.10:19). Пророк все же помазывает царя по Божьему попущению, но только снисходя к слабости народа.
Таким образом, Монархия представлена в Ветхом Завете не как идеал правления, а как снисхождение к маловерным, изменившим теократии. Более того, когда Самуил описывает монархическое правление, он дает ему скептическую оценку (1Цар.8:10–18). Естественно, что ни о каком божественном происхождении царя в Ветхом Завете не могло идти речи. Он не был самодержцем и не стоял над законом. Во (Втор.17:14–20) прямо сказано, что монарх обязан, как и все, исполнять заповеди Божьи. Власть его не абсолютна и может быть отнята. Символом этого дара является обряд помазания елеем (маслом оливы). Этот обряд напоминал помазаннику и народу, что монарх во всем зависит от воли Божией.
Отношение Ветхого Завета к Монархии видно из характеристик царей в Цар. и Пар., которые, за немногими исключениями, изображены как недостойные правители. И даже великие цари: Давид, Соломон, Езекия запятнаны грехами. Только как *прообраз единственного истинного Царя – Мессии монарх именовался сыном Бога (ср. Пс.109). Через *мессианизм идея Монархии одухотворялась, утрачивала политический смысл и трансформировалась в новый идеал теократии. Этот новый идеал определялся как Царство Божие, в эсхатологической перспективе которого воля Господа торжествовала безраздельно. Царство Божие (или Царство Небесное) было сквозной темой *профетизма, и с его проповеди началось служение Христа Спасителя (Мф.4:17).
В Новом Завете учение о Царстве Божием уже полностью лишено политического оттенка. Оно означает постепенное преображение человечества и всей твари в соответствии с изначальным замыслом Творца. Вопрос же о земной форме правления в НЗ не ставится вовсе, если не считать ответа Христа о подати кесарю (Мф.22:16–22). Но в этом конкретном случае имелась в виду дань, которую платили иноземному завоевателю. Даже если слова Христа толковать в широком смысле, они касаются обязанностей по отношению к власти вообще, а не к той или иной политической системе. Точно так же слова апостола Павла (Рим.13:1–7) подразумевали не Монархию, а принцип любого законного государственного порядка (противоположный анархии), которому должен подчиняться каждый человек, в том числе и христианин. По толкованию еп.*Кассиана (Безобразова), «апостол соглашается признать носителей власти служителями Божьими, если они неуклонно исполняют свои обязанности, которые на них возложены. Иначе говоря, не всякая власть, не власть как таковая, а только та, которая исполняет свое назначение, может быть рассматриваема как Божие установление».
● Алексеев Н.Н., Идея «земного града» в христианском вероучении, «Путь», 1926, №5; его же, Христианство и идея Монархии, там же, №6; *Бердяев Н., Дневник философа (о духе времени и Монархии), там же, №4,6, 1929, №16; *Грело П., Царь (царствование), СББ; *Елеонский Ф.Г., Постановления Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения, ХЧ, 1875, №9–10; еп.*Кассиан (Безобразов), Царство кесаря пред судом Нового Завета, Париж, 1948; *Макарий (Миролюбов), Учреждение царской власти в народе Божием, «Странник», 1868, №8,9,11; *Никольский Н.М., Иудейские монархомахи VII в., «Новый Восток», 1924, №5; Сапожников А., О царской власти с библейской точки зрения, «Странник», 1899, №9,10; Шифман И.Ш., Царская власть и государственность, ПСб.,1981, №27 (90); *DeVaux R., Les institutions de l’Ancien Testament, v.1–2, P.,1958–1960; *Maly E., God and King in Ancient Israel, BTD, 1972, №100.