Моли́тва
Моли́тва и Библия. Молитва как живое общение человеческого духа с Богом пронизывает все Священное Писание, многие разделы которого (например, Псалтирь) запечатлели молитвословия народа Божьего. Новый Завет содержит величайший пример Молитвы, дарованный Церкви Самим Господом Иисусом (*Молитва Господня). Кроме того, его *нарративные части перемежаются молитвенными текстами (например, Лк.1:46–55, 68–79; 2:14, 29–32). Некоторые места посланий апостола Павла звучат как молитвенные гимны (например, Рим.11:33–36; Флп.2:611), и многие экзегеты считают, что апостол цитировал существовавшие церковные песнопения. В молитвах Церкви сохранились семитские слова, дошедшие от первохристианских общин (Авва, осанна, аллилуйя, аминь). Писание является неисчерпаемым источником вдохновения как для Молитвы общины, так и для Молитвы личной. По своему характеру библейская Молитва может быть: 1) благодарением, 2) размышлением о дивных деяниях Божьих, 3) покаянием, 4) вручением Господу своих скорбей, 5) славословием любви к Богу.
Священное Писание учит и тому, как молиться. Чаще всего это раскрывается на примерах молящихся *патриархов, вождей, царей, *пророков, *мудрецов и, наконец, Самого Иисуса Христа. Молитва библейских праведников свидетельствует о святом дерзновении, абсолютном доверии, искренности, смирении и вере. Библейской Молитве чужд заклинательный дух, который свойствен культовым формам язычества. Она не есть механический способ завоевания Божьих даров, а глубинная беседа души со своим Творцом. Именно поэтому Господь Иисус, указывая, что Отец небесный знает о наших нуждах, все же призывает к неустанной молитве (Мф.7:7–11). Он также предостерегает от показной Молитвы, заботящейся больше о внешних признаках «религиозной добропорядочности». Отец ждет духовной встречи один на один (Мф.6:5–6). Но это не исключает общинной Молитвы. (ср.Мф.18:18–20).
Молитва, согласно Писанию, возможна во всякое время и на всяком месте. Молитва проходит через земное служение Христа. Он молится в уединении, в пустынных местах, на вершинах гор (Мк.1:35; 6:46), в присутствии апостолов и народа (Мф.11:25; Ин.12:28), в Гефсимании и на Голгофе. Ученики Его по Воскресении пребывали в общинной Молитве. (Деян.2:47). Молитва была источником духовной силы апостола Павла, который призывал верных: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17).
● Антоний (митрополит Сурожский), Молитва и жизнь, ЖМП, 1968, №3–7; Бошам П., Молитва, СББ; *Буйе Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965 (гл. Псалмы: молитва народа Божия); архим. Евлогий (Смирнов), Основы духовной жизни по учению Евангелия Христова, ЖМП, 1976, №10; *Спасский П., Как и о чем мы должны молиться, по учению Слова Божия, Новгород, 1850; Струменский М., Учение св. апостола Павла о молитве, ВиР, 1914, №8,9; *Guillet J., Rencontrer Dieu dans la prière, P.,1978; Hamman A., Prières des premiers chrétiens, P.,1952; *Harrington W., The Bible’s Ways of Prayer, Dublin, 1979; *Jeremias J., The Prayers of Jesus, Phil.,1978; Loew J., La prière à l’école des grands priants, P.,1975 (в русском переводе: Великие учители молитвы, Брюссель, 1986).