прот. Александр Мень

Источник

Ма́лый Апока́липсис

Ма́лый Апока́липсис, или Синоптический Апокалипсис, условное название тех разделов *синоптических Евангелий, где передается эсхатологическая речь Христа Спасителя, произнесенная на горе Елеонской (Мф.24; Мк.13; Лк.21:5–36). По стилю Малый Апокалипсис отличается от других частей Евангелия, что обусловлено использованием в нем образов и символов ветхозаветной апокалиптики и *эсхатологии. Как отмечают многие толкователи, евангелисты, особенно евангелист Марк, при передаче слов Христа еще недостаточно четко видели различие между концом ветхозаветной эпохи и событиями, которые должны предварять *Парусию. Однако они сохранили пророчество Христа о том, что конец истории наступит не ранее, чем Евангелие будет проповедано «во свидетельство всем народам». Предполагается, что Малый Апокалипсис входил в число древнейших *логий (см. статью *Квелле).

Некоторые экзегеты 19–20 вв. пытались на основе Малого Апокалипсиса установить даты составления синоптических Евангелий. Не веря, что Христос мог предвидеть будущее, они считали, что пророчество о падении Иерусалима указывает на время после 70 г. Но, допустив эту априорную точку зрения, придется отодвинуть датировку всех пророков *допленного периода к 6 в. до н.э., т.к. они предрекали изгнание, а Апокалипсис Иоанна – к 5 в. н.э., поскольку в нем сказано о гибели «Вавилона» (Римской империи). Следует отметить, что пророчество Христово, заключенное в Малом Апокалипсисе, не имеет конкретно-исторического характера, а выдержано в общих чертах библейской апокалиптики («войны и военные слухи», ср. (Дан.11:40–45); «мерзость запустения» на святом месте, ср. (Дан.9:27); землетрясения, ср. (Ис.29:6). В Малом Апокалипсисе отсутствуют подробности войны 66–70, известные по книгам *Иосифа Флавия (междоусобная борьба защитников города, массовые распятия повстанцев, пожар Храма и т.д.). Гонения на учеников Христа со стороны иудейских властей, описанные в Малом Апокалипсисе, имели место главным образом до 66 г. Что же касается *лжемессий и лжепророков, то они появлялись и до и после 70 г., так что ссылка на них не может служить хронологическим критерием.

То, что в Малом Апокалипсисе евангелисты недостаточно ясно дифференцировали гибель Храма и Парусию, свидетельствует именно об ожидании обоих событий в будущем. Сам факт веры в скорый конец мира у первых христиан объясняется двойственным характером Царства Божьего. С одной стороны, оно есть реальность футурологическая, а с другой – оно уже наступило с момента выхода Иисуса Христа на проповедь (Лк.17:20; ср. Ин.9:39; 12:31). См. статью «Осуществленная эсхатология».

Борков И.В., О знамениях второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию и посланиям св. апостолов, ч.1–2, М.,1905; *Никольский Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М.,1922; *Савинский С.В., Эсхатологическая беседа Христа Спасителя, К.,1906; Beasley-Murray G.R., Commentary on Mark Thirteen, L.-N.Y.,1957; Lambrecht J., Die Logia-Quellen von Markus 13, «Biblica», 1966, №47.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle