Манде́и
Манде́и (от арам. מנדע, манда́ – знание), гностическая секта в современном Ираке численностью около 1 тыс. человек. Первые сведения о ней восходят к 8 в. н.э. Более подробно Европа познакомилась с Мандеями во 2-й половине 19 в. В 1915 и 1925 были впервые опубликованы переводы мандейских писаний, а затем, в 50–60-х гг, к ним прибавились новые публикации. Эти тексты написаны на одном из диалектов *арамейского языка; рукописи не старше 16 в., но сами писания возникли, видимо, на много веков раньше (6–7 вв.).
По учению Мандеев, высшее Божество «Великая Жизнь» эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации является Иордан). Этими существами являлись библейские праотцы и *пророки. Последним среди эонов был Иоанн, сын Захарии (Яхья бар Зкария). Иисуса Христа и Магомета Мандеи считают лжепророками. Подобно ессеям *Кумрана, Мандеи практикуют регулярные священные омовения и ритуальные трапезы.
По мнению многих ученых, религия Мандеев могла возникнуть из слияния гностических сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся в Двуречье из Иудеи (намек на такие группы усматривают в Деян.18:2419:7). *Бультман и *Райценштайн пытались доказать, что в литературе Мандеев содержится гностический дохристианский миф о Спасителе, повлиявший на богословие Евангелия от Иоанна. Однако их оппоненты (*Лицманн, *Гогель и другие) утверждали, что в эпоху возникновения христианства Мандеи скорее всего не существовали. Дальнейшие публикации мандейских текстов подтвердили древнее, но не дохристианское происхождение Мандеев.
● *Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб.,1910, т.2, с.230–235; *Dodd C., The Interpretation of the Fourth Gospel, Camb.,1953; Drower E.S. (trad.,ed.), The Canonical Prayerbook of Mandeans, Leiden, 1959; Rudolph Kurt, Die Mandäer, Bd.1–2, Gött., 1960–1961; id., Mandaeism, Leiden, 1978.