прот. Александр Мень

Источник

Макси́м Испове́дник

Макси́м Испове́дник (Μάξιμος ό 'Ομολογητής), преподобный (ок.580–662), византийский подвижник, борец за православие. Родился в семье константинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при императоре Ираклии. После того как правительство перед лицом арабо-иранской угрозы начало сближение с восточными нехалкидонскими церквами, приняв компромиссную христологию (монофелизм), Максим Исповедник удалился от мира и постригся в монахи. Вначале жил в одной из малоазийских обителей, но затем покинул ее, чтобы принять участие в борьбе с ересью. Вместе с иерусалимским патриархом Софронием и папой Мартином I он отстаивал православие от посягательств императора-монофелита. В 653 Максима Исповедника арестовали вместе с папой Мартином I по обвинению в государственной измене и подвергли пыткам. На допросах он говорил: «Я думаю не об единении или разделении римлян и греков, а о том, чтобы не отступить от правой веры». Сосланный во Фракию, он продолжал антимонофелитскую полемику, был вновь доставлен в Константинополь, где после пыток ему отрезали язык и руку. Скончался Исповедник в темнице на Кавказе (Мингрелия). Память Максима Исповедника Православная Церковь празднует 21 января и 13 августа.

Максим Исповедник был одним из выдающихся православных мистиков, продолжавших традицию *Дионисия Ареопагита. Основные идеи его учения связаны с тайной Боговоплощения, которое совершилось ради обожения человеческой природы. Бог воплотился не только потому, что человек пал, но потому, что обожение Адама входило в предвечный замысел Божественного Домостроительства. Эти основополагающие взгляды не позволили Максиму Исповеднику мириться с христологией монофелитства, отступавшего от учения о Богочеловечестве.

К экзегетическим трудам Максима Исповедника относятся его «Вопросы и ответы» (626), «Вопросы к Фалассию» (ок.630), разъясняющие «апории», отдельные *трудные места Библии, «Вопросы к Феопемпту Схоластику». Кроме того, Максим Исповедник написал толкование на 59-й псалом и на *Молитву Господню. Эти толкования во многом обусловлены традицией *александрийской школы. Главным для Максима Исповедника был смысл таинственный, иносказательный. Слова Писания служили ему отправной точкой для возвышенного богословствования. Как отмечал патриарх *Фотий, ответы Максима Исповедника «далеки от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов». По словам архиепископа *Филарета (Гумилевского), из творений Максима Исповедника «видно, что он знаком был как с переводами Симмаха и Феодотиона, так и с Мишною и еврейским текстом Священного Писания».

Весьма часто Максим Исповедник прибегал к *аллегорическому методу толкования. Так, например, он рассматривал милоть пророка Илии как образ умерщвления плоти, а прошение о хлебе насущном в Молитве Господней толковал в духовном смысле. Важно отметить учение Максима Исповедника о *богочеловеческой природе Священного Писания. В комментариях на «Отче наш» он писал: «Нельзя говорить, что благодать одна давала святым познание тайн: иначе пришлось бы допустить, что пророки не понимали ничего из открытого им». В Откровении «Святой Дух производит в святых познание тайн не без естественной силы познания». В трактате «Тайноводство», следуя *Оригену, Максим пишет: «Историческая сторона во всем Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, составляет тело, а смысл Писаний и цель их изображает душу».

Migne. PG, t.90–91; в рус. пер.: О Богословии и воплощении Сына Божия, к Фаласию, ХЧ, 1830, ч.38, 1835, ч.1,2; Толкование на молитву «Отче наш», М.,1853; Тайноводство, в кн.: Писания св. отцов Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, I, СПб.,1855; то же, ЖМП, 1987, №4,5,7,8,10; Подвижническое слово, Четыреста глав о любви, Умозрительные и деятельные главы, – «Добротолюбие», М.,1900, т.3; Вопросоответы Фаласию, БВ, 1916, №5,6, 1917, №1–3, 8–12.

● Еп. Алексий (Дородницын), Прп. Максим Исповедник, ВиР, 1905, №3; Епифанович С.Л., Прп.Максим Исповедник и византийское богословие, К.,1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима Исповедника, К.,1917; свящ. Кекелидзе К., Сведения грузинских писателей о прп. Максиме Исповеднике, ТКДА, 1912, №9,11; Орлов И.А., Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе, СПб.,1888; Св. Максим Исповедник, житие, пер., изд. и прим. *Муретова М.Д., БВ, 1913–1915; Сидоров А.И., Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника, «Византийский временник», 1986, т.47; «Connaissance des Pères de l’Eglise», 1985, №17; NCE, v.9 (там же приведена иностранная библиография); Sherwood P., An Annotated Data – List of the Works of Maximus the Confessor, Roma, 1952; см. статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle