Маймони́д
Маймони́д Моисей, Моше бен Маймон (1135–1204), иудаистский экзегет, богослов, философ и врач. Родился в Кордове (Испания); в семье отца получил религиозное воспитание и образование; через арабских учителей познакомился с естественными науками и философией. Преследование евреев династией Альмохадов вынудило Маймонида покинуть родину. После долгих скитаний он поселился в Египте, где занял должность лейб-медика при дворе султана Саладина. Маймонид высоко ценил Аристотеля, труды которого читал в арабском переводе. Цель собств. работ М. видел в том, чтобы «согласовать Тору с истинной наукой», т.е. с учением Аристотеля. Если *Филон Александрийский толковал Ветхий Завет в свете платонизма, то Маймонид привлекал к экзегезе аристотелизм.
В книге «Путеводитель колеблющихся», написанной на арабском языке (1190), Маймонид пытался сформулировать и интерпретировать основные догматы Ветхого Завета. Из талмудического предания философ хотел вычленить только рациональное Маймонид зерно, надеясь, что его собственный комментарии заменят это предание. Прежде всего утвердил для понимания Библии принцип *апофатического богословия. Ни *антропоморфизмы, ни *имена Божии в Библии, по его мнению, не отражают высшей Реальности адекватно. Бог превышает любые определения. Его имена и свойства – это лишь указания на Божественные деяния в мире. Однако Маймонид считал возможным толковать отношение Бога и мира по аналогии с природной душой человека: мир – целостный организм, а Бог – его незримая, животворящая Душа. Идея вечной Вселенной казалась Маймонид философски обоснованной, но в данном случае он склонялся перед библейским *креационизмом как перед Откровением, превышающим пределы разума. Первые главы книги Бытия Маймонид интерпретировал аллегорически: Адам – разум, Ева – чувство. Тем не менее некоторые образные выражения Библии он понимал буквально, в соответствии со своим представлением об одушевленности природы.
Особое внимание Маймонид уделял вопросу об *Откровении и пророчестве. Пророк, утверждал он, не просто передатчик слов Божьих и не человек, своим разумом постигающий истину, а тот, кому она открыта и кто выражает ее, используя свои знания, опыт, силы души. Прежде чем учение Маймонида было принято в иудаизме, оно подвергалось нападкам ортодоксов. В 1234 иудейские религиозные власти добились от католической инквизиции осуждения и сожжения его книг. Однако впоследствии учение Маймонида завоевало прочные позиции в иудаизме. Опыт Маймонида по созданию рациональной религиозной философии оказал большое влияние на формирование европейской схоластической мысли. В латинских переводах его труды изучали *Альберт Великий, Александр Гэльский (ок.1186–1245), Дунс Скотт (ок.1265–1308).
♦ Moses ben Maimon. The Guide of the Perplexed, Chi.,1963; в рус. пер.: «Путеводитель колеблющихся», в кн.: Григорян С.Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7–12 вв., М.,1960; Антология мировой философии, М.,1969, т.1, ч.2.
● *Воронцов Е. Учение Маймонида о ветхозаветных пророчествах, ВиР, 1900, т.1, ч.1; *Гретц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, Одесса, 1906, т.7; ЕЭ, т.10; С о к о л о в В., Ср.-век. философия, М., 1979; Ф и л и п п о в М., М. и Каббала, «Век», 1882, №10; ФЭ, т.3 (там же указана библиография); Heschel A., Maimonides, B.,1935; Lévy L.-G., Maïmonide, P.,1932; Münz J., Maimonides, Boston, 1935; см. также статью, посвященную 850-летию со дня рождения Маймонида, «Курьер ЮНЕСКО», 1986, №10.