Ма́йер
Ма́йер (Meyer) Эдуард (1855–1930), немецкий историк и исследователь Нового Завета. Профессор древней истории в университетах Лейпцига (с 1884), Бреслау (с 1885), Галле (с 1889) и Берлина (1902–1923). Будучи одним из крупнейших специалистов в своей области, Майер подытожил труды нескольких поколений ученых в 5-томной «Истории древнего мира» («Geschichte des Altertums», 1884–1902). Он занимался также проблемами истоков христианства и мормонства.
Майер рассматривал религию с точки зрения позитивизма. Это отразилось в его последней крупной работе «Происхождение и начальный период христианства» («Ursprung und Anfänge des Christentums», Bd.1–3, Stuttg.,1921–1923). Ее 1-й том посвящен историко-критическим вопросам Нового Завета. Для Майера *синоптические Евангелия представляют определенную историческую ценность. По его мнению, древнейшим из них было Евангелие от Марка, которое возникло около 65 на основе ранних источников, восходящих к апостолу Петру, *Малого Апокалипсиса и более позднего источника (рассказы о Страстях). В соответствии с *двух источников теорией Майер считает вторым важнейшим документом *Квелле. Майер датирует Мф. и Лк. 70–80-ми гг., а Ин. – 30-ми гг. 2 в. 2-й том содержит краткую историю *Второго Храма периода и очерк жизни Иисуса Христа. Этот очерк не вносит ничего существенно нового в интерпретацию, которая была принята либеральными протестантами.
Примечательно, что на основании своего опыта исследования мормонства (начало которого хорошо документировано) Майер считает неоправданным отрицание тех или иных свидетельств только потому, что в них есть рассказы о сверхъестественном. Характеризуя учение Христа, историк сближает его с фарисейским, но подчеркивает, что «внутренняя свобода Иисуса» противостояла «формализму и затхлости Закона». Пасхальные рассказы и начало новой веры Майер объясняет «впечатлением, которое Иисус оставил в простых людях, Его сопровождавших». 3-й том посвящен начальному этапу существования Церкви.
♦ Die Entstehung des Judentums, Halle, 1896; Der Papyrusfund von Elephantine, Lpz.,1912; в рус. пер.: История древнеегипетской литературы, в кн.: Всеобщая история литературы, под ред. В.Ф.Корша, СПб.,1880, т.1, с.191–235; История ассиро-вавилонской литературы, там же, с.236–255; Экономическое развитие древнего мира, М.,19103; Теоретические и методологические вопросы истории, М.,19112; Библия как исторический источник, ОПЕК, с.211–219; Рабство в древности, Пг.,19232; Иисус из Назарета, Пг.,1923 (заключительная глава 2-го тома труда Майера о происхождении христианства; перевод, примечания и послесловие *Жебелева).
● Лившиц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; Протасова С.И., История древнего мира в построении Эд. Майера, ВДИ, 1938, №3; Marohl H., Eduard Meyer. Bibliographie, Stuttg.,1941.