прот. Александр Мень

Источник

Иусти́н

Иусти́н, Юстин (’Ιουστίνος), Философ, мученик (ок.100–165), греческий христианский апологет.

Родился в языческой семье в древнем Сихеме (г. Неаполь, *Палестина). Поиск истины привел его к философии, но полностью ни одна из систем метафизики Иустина не удовлетворяла. Казалось бы случайная встреча с неизвестным человеком у моря привела его к чтению Библии. Под влиянием книг пророков в нем совершился внутренний переворот: он понял, что истинная мудрость заключена в христианстве. После этого, около 135, Иустин приехал в Рим и принял деятельное участие в жизни Церкви. Он продолжал именовать себя философом, но его философия была уже иной, просвещенной светом Евангелия.

Иустин внес в христианство новую идею, утверждая, что в язычестве, как и в Ветхом Завете, было предчувствие истины. Он не отвергал того ценного, что нашел у греко-римских мыслителей. Иустин хотел также доказать правительству, что его единоверцы не группа заговорщиков, а честные граждане, не заслуживающие политических преследований. С этой целью он написал два открытых послания (апологии), 1-е из которых было адресовано императору Антонию Пию, а 2-е – Марку Аврелию. Иустин вел также полемику с гностиками, *Маркионом и язычниками. По доносу кинического учителя Кресцента Иустин был арестован и умер мученической смертью. Из трудов Иустина многие не сохранились, а некоторые, носящие имя Иустина, ему не принадлежат («Увещание к эллинам», «Послание к Диогнету», «Речь к эллинам» и др.). Из подлинных уцелели лишь две Апологии и «Диалог с Трифоном иудеем».

Для библейской науки сочинения Иустина важны потому, что они: 1) содержат ранние свидетельства о Евангелиях и 2) являются образцом христианского понимания Библии, как оно сложилось 100 лет спустя после Пятидесятницы. Кроме того, будучи уроженцем Палестины, Иустин знал много предания о евангельских временах.

Взгляды Иустина на Библию. Став христианином под влиянием *пророческих книг, Иустин всегда настаивал на *единстве двух Заветов. Оба даны одним и тем же Богом, но именно по воле Божьей старый Закон заменен новым, «вечным и совершенным» (Диалог, 11). Он, впрочем, допускал снисхождение к тем христианам-евреям, которые «по слабости духа» желают сохранить старые обычаи. Такой христианин, если он «будет уповать на Христа и исполнять вечные и естественные правила справедливости и святости, жить с христианами и верующими, но... не будет склонять их обрезываться, как он сам, соблюдать субботы и другое подобное, то я думаю, таких должно принимать и иметь общение во всем с ними, как с родственниками и братьями» (Там же, 47).

Исповедуя веру в *боговдохновенность Писания, Иустин понимал ее в духе *вербализма, сравнивая пророков с актерами античной драмы, которые повторяют не собственные слова, но слова автора. Автор же Писания – Дух Божий (1 Апология, 36). Прибегая к прообразовательному толкованию Ветхого Завета, Иустин не был чужд известных преувеличений и искусственных аналогий. *Фаррар справедливо замечает, что экзегетика «была его слабой стороной». Впрочем, приверженность к иносказаниям и *аллегориям Иустин разделял со всеми толкователями того века.

Свидетельства Иустина *канонических книгах Нового Завета. Иустин был знаком с *аграфами и преданиями о жизни Христа (например, Диалог 78, 88), но он ссылается и на ряд канонических книг. Примечательно, что Евангелия он называет просто «сказаниями апостолов» или их «записями». Прямо он называет только Апокалипсис Иоанна. Тем не менее очевидно, что Иустин знал Евангелие от Матфея, т.к. он упоминает о тех событиях, которые есть только в этом Евангелии (например, о бегстве в Египет). Тексты из Мф. и др. Евангелий Иустин часто приводит неточно, но там, где текст *Септуагинты евангелистами изменен, он следует за евангелистами (Мих.5:2; Мф.2:5–6; 1-я Апология, 34). Приведя рассказ из Мк. о том, как Господь назвал сыновей Зеведеевых Воанергес, Иустин называет своим источником «Воспоминания Петра» (согласно *Папию, Марк излагал учение Петра; см. статью *Евангелия). Что касается Лк., то Иустин знал и это Евангелие (что видно из его слов о Благовещении, Диалог, 100). Даже самые скептические критики вынуждены были признать, что Иустину знакомо и 4-е Евангелие. Тот факт, что Иустин чаще цитирует Ветхий, чем Новый Завет, объясняется его эпохой. В 1-й трети 2 в. Ветхий Завет уже был признан Церковью как Священное Писание, а *канон Нового Завета находился в стадии формирования и отбора.

Евсевий, Церковная история, БТ, сб.23–25, 1982–1984; *Епифаний Кипрский, Об ересях, 45; блж.*Иероним, О знаменитых мужах («De viris illustribus»), 23; Owen E., Some Autentic Acts of the Early Martyrs, L.,1927.

Migne. PG, t.6; самое полное изд.: J.C.T.Otto, vol.1–5, 1876–18815; в рус. пер.: Сочинения св. Иустина Философа и Мученика, М., 18952, репр., М., 1995.

Гусев Д.В., Период христианской письменности с половины II до начала IV века. Св.Иустин, мученик и философ, Каз., 1898; Иванов Н.И., Св.мученик Иустин Философ, ЖМП, 1966, №6,7; Н.Л., Очерк существующих в церковно-исторической литературе суждений о богословских воззрениях св.Иустина Мученика, ЧОЛДП, 1881, № 10–11; ПБЭ, т.7, с.583–591; [Смирнов С.К.] Жизнь св.Иустина, мученика и философа, ПТО, т.8; *Спасский А.А., Св.Иустин и синоптические Евангелия, ПО, 1889, №5–6; Joly R., Christianisme et philоsоphie, P.,1973; Quasten. Patr., v.1, p.196; см. также статью *Святоотеческая экзегеза.

Путь Авраама в землю обетованную

Возвращение Иакова в Ханаан

Исход из Египта

Раздел земли между двенадцатью коленами

Географическая карта Палестины

Разделенное царство


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle