прот. Александр Мень

Источник

Иу́ды апо́стола посла́ние

Иу́ды апо́стола посла́ние, каноническая книга Нового Завета, входящая в число *Соборных посланий. Включает 1 главу (25 ст.).

Автор и датировка. Послание написано от лица, называющего себя «рабом Иисуса Христа, братом Иакова» (Иуд.1:1). Очевидно, читатель должен был без пояснений понять, кто этот Иаков. Едва ли можно сомневаться, что это не кто иной, как Иаков Праведный, именовавшийся Братом Господним. Среди «братьев Господних» в (Мк.6:3) упомянут Иуда, который, по-видимому, и есть автор Послания. Иуды апостола послание содержит ссылки на иудейские *апокрифы и предания, что указывает на принадлежность писателя к кругам христиан-евреев. О жизни Иуды почти ничего не известно. Вероятно, он, как и Иаков, уверовал только после Воскресения (Ин.7:5; Деян.1:14). Он был женат (1Кор.9:5); его внуки жили в Сирии и пользовались большим уважением среди христиан (*Евсевий. Церковная история III, 19–20). «Постановления Апостольские» называют Иуду преемником Иакова, однако, по Евсевию, Иакову наследовал Симеон. Хороший греческий язык Иуды апостола послания можно объяснить тем, что апостол, как и св.Петр, прибегал к услугам секретаря.

Написано Послание, скорее всего, после 70 г., когда большинство апостолов уже умерло и в Церкви стали появляться первые лжеучения (Иуд.1:17–18). Именно эти лжеучения, вызывавшие раскол в общинах, и послужили поводом для написания Иуды апостола послания. Во 2 Петр есть совпадения с Иуды апостола посланием. Большинство экзегетов считает, что Иуды апостола послание было написано раньше, хотя ряд толкователей (в том числе А.*Глаголев) склоняются к хронологическому приоритету 2 Петр.

Композиция, содержание, учение. Послание можно разделить на 4 части:

1) вступление, цель Послания (Иуд.1–4);

2) примеры возмездия за грехи, взятые из Ветхого Завета и преданий (Иуд.5–7);

3) предостережение от лжеучителей (Иуд.8–23);

4) заключение (Иуд.24–25).

Боговдохновенный автор призывает стойко держаться веры, «однажды преданной святым». Он видит опасность, угрожающую Церкви со стороны тех, кто злоупотребляет христианской свободой. Свое «распутство» эти «мечтатели» оправдывают «надутыми словами». Они служат соблазном на вечерях любви, превращая их в светские пиршества («без страха утучняют себя»). Предостережения наставников «мечтатели» отвергают. Для них ничего не значит духовная власть церковного руководства. Поэтому апостол сравнивает их с братоубийцей Каином и с Кореем, возмутившимся против Моисея. «Это – ропотники, ничем не довольные». Попирая нравственные заповеди, они фактически отвергают Христа (4). Суровый тон обличения показывает, что соблазн нестроений и равнодушие к нравственной чистоте были серьезной опасностью для общин уже на исходе 1 в. Таким образом, Иуды апостола послание провозглашает нераздельность истинной веры и верности этическим заповедям Евангелия.

Послание было признано каноническим не позднее начала 2 в. Оно есть в *Мураториевом каноне, но в 4 в. Евсевий все еще относил его к числу *антилегомена.

Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, Вашингтон, 1986; *Богдашевский Д.И., Послание св. апостола Иуды, ТКДА, 1908, № 11; его же, Иуда апостол и его Послание, ПБЭ, т.7, с.520–527; *Глаголев А., Соборное послание апостола Иуды, ТБ, т.10; еп.*Кассиан (Безобразов С.С.), Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950; Начало ересей в Церкви Христианской (из *Шаффа Ф.), М.Митропольского, ПО, 1861, т.6; Орлин И.И., Соборные послания апостола Иакова, Первое и Второе апостола Петра и апостола Иуды, Рязань, 1903; *Briggs C., Epistles of St.Peter and St.Jude, N.Y., 1910; JBC, v.2; RFIB, t.2; см. также статью *Соборные послания.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle