прот. Александр Мень

Источник

Иуди́фи Кни́га

Иуди́фи Кни́га, *неканоническая книга Ветхого Завета. Сохранилась только в греческом переводе, но оригинал, вероятно, был написан на еврейском или арамейском языке. Содержит 16 глав. По форме и сюжету Иудифи Книга примыкает к *Историческим книгам Ветхого Завета, однако события, описанные в ней, неизвестны из других книг Ветхого Завета. Более того, есть основания полагать, что Иудифи Книга представляет собой апокалиптический *мидраш, свободно интерпретирующий прошлое.

Согласно Иудифи Книге, некогда ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, и мидийский царь Арфаксад вели между собой войну. Навуходоносор победил и, покончив с врагом, решил наказать страны, которые ему не помогали, в т.ч. и Иудею. Народ ее недавно вернулся из Плена и был не в состоянии защитить себя. Вся надежда была на Бога. Поэтому первосвященник отправил посланцев в ключевой город Ветилую (в других книгах Ветхого Завета не упоминается) и просил стоять твердо, когда к его стенам подойдет военачальник Навуходоносора Олоферн. Найдя город готовым к обороне, Олоферн пришел в ярость. Аммонитянин Ахиор объяснил ему, что этот народ можно победить, только если он впадет в грех и лишится защиты своего Бога. На это Олоферн ответил, что кроме Навуходоносора нет бога. Началась длительная осада. Но город был спасен благодаря подвигу набожной женщины по имени Иудифь (что переводится как иудеянка). Она хитростью проникла в стан Олоферна и обезглавила его. Узнав о гибели вождя, враги бежали.

В этом рассказе воспевается вера и готовность защищать отечество. Исторические же факты были для автора лишь поводом рассказать об этом. Поэтому он далек от точности. Так, известно, что Навуходоносор не был царем ассирийцев и правил в Вавилоне, а не в Ниневии; возвращение иудеев из Плена (538 до н.э.) произошло после смерти Навуходоносора (562). Олоферн был полководцем персидского царя Артаксеркса III (358–338). Вероятно, библейский писатель воспользовался преданием о походе Олоферна в Иудею в 4 в. до н.э. и придал событиям «ассирийскую» окраску.

Современные экзегеты полагают, что Иудифи Книга была написана во 2 в. до н.э., когда шла война с язычниками, пытавшимися ниспровергнуть веру в единого Бога (см. статью *Второго Храма период). Религиозный смысл книги заключен в речи и молитве главной героини (8–9 гл.). «Ибо не во множестве сила Твоя, – говорит Иудифь, обращаясь к Господу, – и не в могучих могущество Твое; но Ты – Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных... Вразуми весь народ Твой и всякое племя, чтобы видели они, что Ты – Бог». Борьба с противником становится в Иудифи Книге образом духовной борьбы против тех, кто ставит себя выше Бога, и приобретает черты апокалиптической битвы с врагами Божьими.

Б.Н., В чем сущность еврейства (анализ Книги Иудифь), ВиР, 1907, №3; *Дроздов Н.М., Исторический характер книги Иудифь, ТКДА, 1876, №4–5; *Иосиф, Книга Иудифь, ТБ, т.3; *Рыбинский В., Иудифь, ПБЭ, т.7, с.570–575; APOT, v.2, p.242–267; Bruns J., Judith, NCE, v.8; *Steinmann J., Lecture de Judith, P., 1953.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle