прот. Александр Мень

Источник

Иуде́о-христиа́нство

Иуде́о-христиа́нство, общее название для неортодоксальных течений и сект, выделившихся из cреды евреев-христиан на рубеже 1 и 2 вв. Диапазон их взглядов был весьма широк: от тех, что считали Иисуса Христа только Пророком, на Которого сошел Дух Божий, до тех, что верили в Его мессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли *древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев (в т.ч. обрезания и хранения субботы). В литературе термином Иудео-христианство нередко обозначают первоапостольскую Общину до вхождения в нее «эллинов», а также Иерусалимскую церковь, руководимую апостолом Иаковом Праведным; однако такое смешение понятий неоправданно. Иерусалимская церковь была органичной частью Великой Церкви, между тем как Иудео-христианство от нее обособилось и во 2 в. рассматривалось уже как сектантское течение (св.*Иустин, свт.*Ириней Лионский).

Христианская церковь в Иудее в 30-х гг. 1 в. насчитывала, согласно (Деян.2:41 и 4:4), около 8 тыс. членов (в то время как фарисеев, по *Иосифу Флавию, было около 6 тыс., а *ессеев, по *Филону, – около 4 тыс.), но после войны 66–70-х гг. члены этой церкви рассеялись и к 130 г. фактически растворились в «эллинской» среде. Иудео-христианские общины, напротив, уцелели (в Галилее и различных областях Сирии). Окончательно поглотил их только ислам. Еще в 3 в. *Оригену было известно мнение, что 144 тыс. «запечатленных» (Откр.7:4) соответствует числу иудео-христиан; но он этого мнения не разделял, полагая, что в действительности их насчитывалось меньше.

Иудео-христианство включало три группировки:

1) назореи (евр. נוצרים, ноцери́м), ближе всего стоявшие к Великой Церкви;

2) евиониты, или *эбиониты (евр. אביונים, эвйони́м – бедняки);

3) елкасаиты, группа, основанная в сев. Сирии неким Элкасаем, соединившим идеи Иудео-христианства с элементами гностицизма.

Для истории Нового Завета Иудео-христианство представляет интерес в силу своих генетических связей с Иерусалимской церковью. Оно имело собственное Евангелие, которое иногда называли Евангелием евреев (см. статью *Апокрифы), а иногда давали ему имя апостола Матфея. По уцелевшим цитатам можно заключить, что оно не было тождественно с нашим 1-м Евангелием, а могло быть переработкой одного из текстов *досиноптической традиции. Иудео-христианство не было затронуто греко-римским влиянием, что сказалось даже в самоназваниях общин. Многие из иудео-христиан отвергали учение апостола Павла о *Законе. Из кругов Иудео-христианства вышли т.н. *Климентины. Иудео-христианство исчезло окончательно около 6–7 вв.

*Евсевий, Церковная история, БТ, сб. 23–25, 1982–1984; *Епифаний Кипрский, Творения, ч.1, М., 1863; *Ириней Лионский, Соч., СПб., 19002; Pines S., The Jewish Christians of the Early Centuries of Christianity According to New Source, Jerusalem, 1966.

*Даниелу Ж., Богословие иудео-христианства, «Символ», 1983, № 9; *Добшютц Э., Древнейшие христианские общины, в книге: Общая история европейской культуры, т.5, СПб., 1908; Евиониты, ПБЭ, т.5, с.198–199; *Кассиан (Безобразов), Завещание иудео-христианства, ПМ, 1931, вып.2; Николаев Ю., В поисках за Божеством, СПб., 1913; Писарев Л.И., Иудействующие еретики первохристианской эпохи, ПС, 1914, №3,5; *Ренан Э., Евангелия: Второе поколение христианства, СПб., б.г.; то же, М.,1991; *Троицкий С., Елкезаиты, ПБЭ, т.5, с.425–426; Briand J., Eglise judéo-chrétienne de Nazareth, P.,1975; BTS, 106, 110, 115; *Fitzmyer J.A., Jewish christianity, Missоula (Mont.), 1976; Schoeps H.J., Theologie und Geschichte des Judenchristentums, Tüb., 1949; RGG, Bd.3, S.967.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle