прот. Александр Мень

Источник

Ио́сиф Фла́вий

Ио́сиф Фла́вий (ок.37-ок.100), еврейский историк и политический деятель.

Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в семье священника (мать его происходила из рода Хасмонеев). Воспитанный в иудейском религиозном духе, Иосиф Флавий некоторое время колебался в выборе жизненного пути: сначала он ушел в пустыню к отшельнику Бану, близкому к *ессеям, но потом предпочел примкнуть к фарисейской школе. Уже к 26 годам он стал настолько влиятельной фигурой, что был отправлен в Рим для ходатайства перед императором Нероном за осужденных иудеев. Когда в 66 началось восстание против Рима, Иосиф Флавий примкнул к нему, хотя большинство фарисеев были противниками войны. В самом начале кампании ему было поручено возглавить галилейское ополчение. Распри среди самих повстанцев и отсутствие связи с другими странами, противниками империи, обрекли Иудею на поражение. Отступая под натиском войск Веспасиана, Иосиф Флавий заперся в крепости Иотапата, где продержался более месяца. Когда же все осажденные покончили с собой, чтобы не сдаваться римлянам, И.Ф. предпочел сохранить себе жизнь.

При встрече с Веспасианом Иосиф предсказал, что тот будет императором. Пленника пощадили, а после того как его предсказание исполнилось, новый император лично снял с него цепи и даровал римское гражданство. С этих пор Иосиф принял имя Флавия (как императорский вольноотпущенник) и до конца своих дней оставался убежденным сторонником римлян, пользуясь милостью трех императоров. Он был свидетелем падения Иерусалима, пытался выступить посредником между завоевателями и побежденными, писал книги, в которых знакомил Запад с иудейской историей и религией. По свидетельству *Евсевия (Церковная история, III, 9,2), в Риме была установлена его статуя.

Кроме «Автобиографии» от Иосифа Флавия дошло три произведения.

1) «Иудейская война» (русский перевод: СПб., 1900; то же, СПб., 1991), книга, которая начинается с гонений Антиоха Епифана (175–164 до н.э.) и повествует о восстании Маккавея, о Хасмонейской династии, о покорении Иудеи римлянами и последней ее войне с Римом (66–70). Сведения, почерпнутые Иосифом Флавием из не сохранившихся до наших дней документов, и личные впечатления позволили ему дать наиболее полную картину *междузаветного периода. Его сообщения о политическом и религиозном состоянии Иудеи, *течениях и сектах евангельской и апостольской эпох делают этот труд ценнейшим историческим комментарием к Новому Завету. Иосиф Флавий пишет о Пилате и других римских прокураторах, о первосвященниках, храмовом культе, фарисеях и саддукеях, зелотах и ессеях.

2) «Иудейские древности», или «Иудейская Археология» (рус. пер.: т.1–2, СПб., 1900, репринт. изд., М., 1994), труд, составленный по более широкому плану. Следуя за библейским сказанием, писатель начинает с сотворения мира, жизни праотцев и прослеживает всю ветхозаветную историю. Там, где повествование идет параллельно Библии, оно почти не выходит за рамки Писания. Внебиблейские источники Иосифа Флавия были весьма скудны. Его отступления, касающиеся ветхозаветной религии, есть род толкования Библии, написанного с целью сделать иудейство понятным для римлян и греков. Значительно информативнее часть книги, которая касается последних веков до н.э. Завершается изложение началом иудейской войны.

По словам самого Иосифа Флавия, первоначально он писал на арамейском языке и лишь потом взялся за греческий вариант (это объясняется тем, что греческим языком Иосиф Флавий овладел не сразу). Арамейский текст книги не сохранился. И в «Войне», и в «Древностях» Иосиф Флавий преследовал апологетические цели. Он пытался объяснить язычникам основы иудейства, изображал его религиозные течения по подобию античных философских школ. Все оппозиционные, в том числе мессианские, движения он сознательно затушевывал, стремясь создать у своих читателей впечатление, что война против Рима – дело рук одних безумцев и головорезов.

3) «О древности иудейского народа, или Против Апиона», поздний апологетический труд, защищавший иудеев от нападок антисемитов того времени (рус. пер.: СПб., 1895; то же, М., 1994).

Христианские толкователи Библии, особенно Нового Завета, начиная с отцов Церкви, широко пользовались книгами Иосифа Флавия. Книги его многократно переписывались и переводились. Первый древнерусский пер. «Войны» был сделан с греческого оригинала еще в 11 в. Он сохранился в большом количестве списков, в т.ч. в *лицевых рукописях. Первый русский перевод «Войны» (с латинского языка) вышел в 1716.

Свидетельства Иосифа Флавия о Христе, Иоанне Крестителе и Иакове Праведном. Из всех *нехристианских свидетельств о Христе свидетельство Иосифа Флавия было наиболее важным, т.к. он жил в Иудее вскоре после евангельских событий. Но в «Войне» не встречается даже имя Христа. Возможно, это связано с тем, что историк не любил касаться движений, которые вызывали враждебное отношение римлян. Так, например, он умалчивает и об Учителе Праведности, основателе *Кумранской общины.

Некоторые исследователи считают, что Иосиф Флавий говорил о Христе в арамейском варианте своей книги. Согласно гипотезе А.Берендса (1906) и Р.Эйслера (1929–1930), которую академик В.М.Истрин считал вполне правдоподобной, об этой арамейской версии можно судить по древнерусскому переводу «Войны», который имеет ряд дополнений, в том числе – о Христе и Иоанне Крестителе. В тексте содержится описание беседы Крестителя с иерусалимским духовенством и рассказ о Христе, сильно отличающийся от евангельского. Там, в частности, сказано, что вокруг Иисуса собралось 150 человек, которые требовали от Него восстать против римлян («И веляху Ему, да, вшед в град, избьет вся римския и Пилата и царствует над сими»). После того как Иисус отказался выполнить их требования, Пилат велел привести Его, причем при аресте «изби многиа от народ». Убедившись, что Назарянин «добродеец есть, а не злодеец», и особенно потому, что Он исцелил его умиравшую жену, Пилат отпустил Его; но законники подкупили Пилата, и тот, взяв от них 30 талантов, выдал им Иисуса. «Они же распяше Его и чрес [т.е. вопреки] отьческий закон и много поругашестя Ему».

Исследователь перевода *Мещерский считает, что добавления были сделаны древнерусским переводчиком. Однако представляется невероятным, чтобы православный писатель настолько исказил ход евангельских событий. Напротив, Иосиф Флавий, который слышал при жизни различные рассказы об Иисусе, мог изложить их по-своему.

В «Древностях» содержатся абзацы об Иоанне Крестителе и о казни саддукеями «Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом» (XVIII, 5,2; XX, 9,1). Все попытки сторонников *мифологической школы оспорить подлинность этих мест успеха не имели. Более серьезные возражения вызывает абзац (XVIII, 2,3), где рассказывается о Христе как о «мудром человеке», Который «привлек к Себе многих иудеев и эллинов». «По настоянию наших влиятельных лиц, Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился живой, как возвестили о Нем и многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени». В той версии текста, которая дошла до нас, прямо сказано, что Иисус был Мессией (Христом), на что ссылался уже Евсевий (Церк. история, I,11).

Ориген, читавший Иосифа Флавия в 3 в., утверждает, что тот не верил в мессианство Иисуса (Против Цельса, I,47, на Мф.XIII). Поэтому мнения историков о подлинности свидетельства Иосифа Флавия разделились. Одни видят в нем христианскую *интерполяцию (аргументы в пользу этого мнения см. в статье: Лилеев Н., Иосиф Флавий как христианский церковный писатель, ХЧ, 1911, №7–8, 11), другие полагают, что данное место в «Древностях» было отредактировано переписчиком между 3 и 4 вв. Последнее мнение в настоящее время господствует. Его косвенно подтвердила находка исторического труда египетского епископа Агапия (10 в.), опубликованного арабистом А.Васильевым (1911). В нем абзац «Древностей» об Иисусе читается иначе: «В это время жил мудрый человек по имени Иисус. Он вел достойный образ жизни и славился добродетелью. И многие люди из иудеев и из других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к распятию и смерти. Но те, кто стали Его учениками, не отреклись от Его учения. Они сообщили, что Он явился им через три дня после распятия и что Он был живым. Полагают, что Он был Мессией, относительно которого пророки предсказывали чудеса». В специальном исследовании иерусалимский ученый Ш.Пинес привел доводы в пользу того, что именно так первоначально мог выглядеть текст Иосифа Флавия. (1971).

Josephus, with an English Translation, v.1–9, Camb. (USA), 1965; в рус. пер.: Автобиография (фрагмент), ТК, т.1.

*Амусин И.Д., Об одной забытой публикации тартусского проф. А. Васильева, «Труды по знаковым системам», вып.7, Тарту, 1975; Ангелов В.С., в южнославянских литературах, ТОДРЛ, т.19, 1963; *Воскресенский А., Иосиф Флавий и его отношение к Библии, ПС, 1900, №11; Гудзий Н.К., Новейшее издание и исследование выдающегося памятника древней Руси, «Известия АН СССР», серия литература и язык, т.17, 1958; Дубнов В.М., Иосиф Флавий, его жизнь, литературная и общественная деятельность, Одесса, 1896; *Иосиф (Петровых), История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия, Св.Троице-Сергиева Лавра, 1903; *Казанский Н., Свидетельства об исполнении пророчества Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, сохранившиеся в «Истории» Иосифа Флавия, ВиР, 1900, т.1, ч.2; *Мещерский Н.А., «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, в древнерусском переводе, М.-Л.,1958; прот. Мень А., Сын Человеческий, Брюссель, 19813, Приложение: Евангелие, Закон и Фарисейство; *Муретов М.Д., Иосиф Флавий и его свидетельство о Христе, ПБЭ, т.7, с.367–378; его же, К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе, БВ, 1903, № 9; [Репловский П.] Иосиф Флавий, ПО, 1861, №9–10; Флавий Иосиф, ЕЭ, т.15, с.302–311; Pines S., An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and Its Implications, Jerusalem, 1971; Thackeray H., Josephus. The Man and the Historian, N.Y., 1929; прочую иностранную библиографию см.: Schreckenberg H., Bibliographie zu Flavius Josephus, Leiden, 1968; и в английской переработке издания труда *Шюрера: Schürer G., The Literature of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 В.С.–135 A.D.), Edin., 1973. Об образе Иосифа Флавия в трилогии Л.Фейхтвангера см. статью *Литературно-художественная интерпретация Библии; ODCC, p.759.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle