прот. Александр Мень

Источник

Ио́сиф

Ио́сиф ИОСИФ (Иван Семенович Петровых), митр. (1872–1938), русский православный духовный писатель и церковный деятель. Родился в г.Устюжна Новгородской губернии; выпускник Московской Духовной академии (1899), где с 1900 утвержден и.д. доцента кафедры библейской истории. В 1901 принял монашество. В 1903 после защиты магистерской диссертации об *Иосифе Флавии получил звание экстраординарного профессора академии. С 1906 по 1909 управлял Яблочкинским и Юрьевым монастырями. Хиротонисан во епископа Угличского в 1909; с 1920 архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. С 1926 митрополит Ленинградский. В 1928 возглавил церковную группировку, получившую название «иосифлянского раскола». Был сослан, а затем расстрелян.

Наиболее ценным библ. трудом Иосифа является его диссертация «История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия» (Серг.Пос., 1903). До открытия памятников *Древнего Востока книги Иосифа Флавия были почти единственными внебиблейскими источниками по священной истории; но и после этих открытий данные иудейского писателя не потеряли своего значения. Однако при пользовании ими необходим критический подход к Иосифу Флавию как историку. «Представить полное его обследование, – писал Иосиф, – в целом объеме его обширного материала, забраковав негодное, установить важное – вот задача задуманного исследования, которое избавляло бы пользующегося Иосифом от необходимости всякий раз справляться с его компетентностью, всякий раз ставить вопрос о его добросовестности и достоверности там, где иногда достаточно простого указания на специальное исследование». Иосифа подчеркнул две крайности в оценке Флавия – *гиперкритицизм и полное доверие. «Понадобились, – писал Иосиф, – до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого исследователя заключался в том, что Иосиф Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьезными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до н. э. имеют огромную ценность, тем более что этот период освещен в Библии не полностью.

При всех достоинствах труда Иосифа он содержал ряд неточностей в оценке Иосифа Флавия, отмеченных *Мышцыным и «Муретовым (см. отчет о магистерском диспуте Иосифа в БВ, 1903, № 10). Иосиф принимал активное участие в «Православной богословской энциклопедии», написав для нее ряд статей по *Второго Храма периоду.

Самуил и Саул в их взаимных отношениях, БВ, 1900, №12; Речь перед защитой диссертации «История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», там же, 1903, №10; Иоанн Гискальский, ПБЭ, т.6, с.899– 909; Иоанн Гиркан, там же, т.6; Иосиф Флавий, там же, т.7; Иотапата, там же, т.7; Иуда Галилейский, там же, т.7; Иуда Маккавей, там же, т.7; Иудеи, там же, т.7; Книга Иудифь, ТБ, т.3; Кн.Есфирь, там же, т.3; Первая, вторая и третья книги Маккавейские, там же, т.12; От крупиц евангельских, Серг. Пос., 1904.

[*Глаголев А.] ТКДА, 1903, №9; Мануил. РПИ, т. 4, с.20–30; ПБЭ, т.7, с. 481–484.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle