прот. Александр Мень

Источник

Ипполи́т

Ипполи́т (Hippolitus) Римский, свт. (ок.170-ок.236); богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни Ипполита уже в 4 в. знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелу, Ипполит мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх *Фотий называет его учеником свт.*Иринея, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского святителя лично. Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). Ввиду того, что папа Зеферин (ок.198–217) стал склоняться к ереси, Ипполит отделился от него и образовал собственную общину. В 212 *Ориген, побывавший в Риме, слушал проповеди Ипполита, который был еще пресвитером. Вероятно, вскоре после этого Ипполит был поставлен епископом. По одним сведениям, он стал первым «антипапой», а по другим – окормлял только греков римского пригорода. Согласно древнему римскому Хронографу, раскол продолжался до начала 30-х гг., когда и Ипполит, и папа Понтиан были сосланы императором Максимином на о.Сардинию. Там они оба погибли, по-видимому, на каторжных работах в рудниках. Незадолго до смерти Ипполит сложил с себя сан епископа и тем ликвидировал схизму. Обоих проповедников, Ипполита и Понтиана, вскоре причислили к лику святых. В Риме Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551). Православная Церковь чтит память Ипполита 30 января.

Ипполит был трудолюбивым и плодовитым писателем. Его работы относятся к различным областям: догматике, полемике с еретиками, литургике, истории. Значительная часть их утеряна, некоторые открыты в 19 и 20 вв.; часть сохранилась в грузинских и других переводах. Из экзегетических трактатов известно 15, но и от них уцелели лишь фрагменты или одни названия.

1) «Толкование на Шестоднев». Сохранилось во фрагментах.

2) «О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие». Уцелели малые фрагменты.

3) «О благословении Валаама». Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского.

4) «Об Елканане и Анане». Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж.*Феодорита Киррского.

5) «О благословении Исаака и Иакова». Толкование на (Быт.49). Сохранилось в греческом оригинале и армянском и грузинском переводах.

6) «О благословении Моисея». Толкование на (Втор.33). Есть армянский и грузинский переводы.

7) «Толкование на книгу Судей». Есть фрагмент на греческом языке.

8) «Толкование на книгу Руфь». Уцелел небольшой фрагмент на греческом, открытый на Афоне в 1895.

9) «Гомилия о Давиде и Голиафе» (на 3Цар.17). Сохранилась в грузинском переводе.

10) «О Псалмах». Пролог сохранился в греческом переводе. Есть цитаты у блж. Феодорита.

11) «Толкование Притчей». Уцелело несколько отрывков.

12) «Толкование Екклесиаста». Есть лишь один отрывок.

13) «Толкование Песни Песней». Полный текст сохранился в грузинском переводе; греческий оригинал дошел лишь во фрагментах. Этот комментарий, написанный в гомилетическом жанре, основан на *аллегорическом методе. Царь изображен как Христос, а невеста как Церковь.

14) «Толкование на пророка Исайю». Небольшой фрагмент на сирийском языке.

15) «Толкование на пророка Иезекииля». Небольшой фрагмент на сирийском языке.

16) «Толкование на пророка Даниила». Единств. экзегетическое Творение Ипполита, сохранившееся в полном виде на греческом и славянском языках.

17) «Толкование на Мф.». Уцелели лишь отрывки на коптском, арабском и эфиопском языках.

18) «Толкование Апокалипсиса». Известно только заглавие.

К трудам примыкает книга «О Христе и Антихристе», которая, хотя и носит догматический характер, содержит экзегетические темы.

Как экзегет Ипполит был тесно связан с *александрийской школой, но шел своим путем. Он обращал внимание на исторические обстоятельства, описанные в священных книгах, стремился увлечь читателя драматическим пересказом событий библейской истории. Его комментарии – не отвлеченные трактаты, а размышления о жизни христианина и о нравственных проблемах, поднятых в Писании. В целом же он отдавал предпочтение аллегорическому методу толкования Библии. В одних случаях он достаточно тонко интерпретировал библейскую символику, например, сравнивая Мессию-Агнца и зверя антихриста, имеющего агнчьи рога, а в других – впадал в крайности, свойственные аллегористам (так, он видит в Сусанне из Дан. прообраз Церкви).

Ипполит один из первых толкователей, связавший образ врага Божьего с Антиохом Епифаном (Толкование на Дан.26). Ипполит был озабочен тем, чтобы связать Ветхитй Завет с церковной жизнью, и объяснял трапезу Премудрости в Притч. как прообраз Тайной Вечери и Евхаристии. Руководствуясь *Септуагинтой, Ипполит иногда прибегал и к еврейскому тексту (например, в пояснении Быт.1,1), и к переводу *Феодотиона.

У Ипполита мы находим один из первых образцов библейской *хронологии, вычисленной на основании самого Писания, иудейских преданий и античных источников. В Толковании на (Дан.IV,22) он пишет: «Первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ [25 декабря по юлианскому стилю], в среду, в сорок второй год царствования Августа; от Адама же – в пять тысяч пятисотом году. А пострадал Он в тридцать третьем году, за восемь дней до апрельских календ [25 марта по юлианскому стилю], в пятницу, на восемнадцатом году царствования Тиверия Кесаря, при консулах Руфе и Рубелионе и Гайе Кесаре, бывшем консулом в четвертый раз, и Гайе Креспии Саторнине». Эта хронология надолго сохранилась в христианской традиции.

Migne. PG, t.10,16; The Ante-Nicene Fathers, Grand Rapids (Mich.), 1959; в рус. пер.: Творения св. Ипполита, еп. Римского, т.1–2, Каз., 1898–1899; О философских умозрениях или обличение всех ересей, пер. П.А.Преображенского, ПО, 1871, 1872, 1876 (приложение); Толкование Песни Песней (тексты и разыскания по армяногрузинской филологии), СПб., 1901, кн.3; Апостольское Предание, БТ, 1970, сб.5; Опровержение всех ересей (IX (18–28), ТК, вып.1, М., 1971, с.369–375.

Прот. Бубуруз П., «Апостольское Предание» св. Ипполита Римского, БТ, сб.13, 1975; *Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, т.2, СПб.,1910, репр., М.,1994; *Дюшен Л., История древней Церкви, т.1, М.,1912; Иванцев-Платонов А.М., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч.1, М.,1877; иером.[Иларион (Боголюбов)], Св.Ипполит, епископ и мученик, ПТО, ч.4, М., 1846; Писарев Л.И., Св.Ипполит, еп. Римский, Каз., 1898; ПБЭ, т.5, с.1003–1007; Срезневский И.И., Сказания об Антихристе в славянском переводах с замечаниями о славянских переводах творений св.Ипполит, т.2, СПб.,1874; *Фаррар Ф.В., Жизнь и труды св.Отцов и Учителей Церкви, Пг.,1902, т.1; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, СПб., 8822, т.1; иностранную библиографию см. в «Connaissance des pères de l’Eglise», 1981, №9 и в книге: Quasten. Patr., v.2, p.163.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle