прот. Александр Мень

Источник

Ио́ва Кни́га

Ио́ва Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в состав *Учительных книг. Включает 42 главы. Основная часть написана стихами, пролог и эпилог – прозой. В *Септуагинте имеет ряд дополнений.

Композиция и содержание. Иова Книги отличается стройной и строго продуманной архитектоникой, которая нарушается лишь несколькими отступлениями. Пролог (1–2) повествует о праведнике Иове, человеке «непорочном, справедливом и богобоязненном и удалявшемся от зла». Бог обращает на него внимание сатаны (евр. שטן, сата́н, – противник, противоречащий), одного из ангелов (в контексте книги это не дьявол, а один из *«сынов Божьих», роль которого – испытывать человека). Но тот утверждает, что праведность Иова продиктована соображениями корысти и он хранит верность Богу потому, что счастлив. В ответ на это Господь дает сатане право испытать Иова. За один день сатана обрушивает на праведника множество бедствий: Иов разорен, дети его погибли. Однако Иов не поколебался и стойко выдержал испытания. Тогда сатана предлагает поразить самого Иова, т.к. уверен, что тяжкий недуг заставит его отречься от Бога. Но и тут праведник остается тверд. Одинокий, терзаемый болезнью, сидит Иов в пыли, повторяя: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» В эпилоге (Иов 42:7–17)святое терпение Иова вознаграждено. Он исцелен, к нему вернулось богатство, у него родились дети, и он «умер в старости, насыщенный днями».

Однако пролог и эпилог лишь своего рода обрамление главной части книги. В ней повествуется о том, как к Иову приходят три его друга, такие же, как и он, идумейские мудрецы. Сначала они сидят молча, глубоко пораженные его горем, затем Иов «открывает свои уста» и проклинает день своего рождения. Он ужасается бедствию, постигшему его, а друзья пытаются объяснить ему случившееся, исходя из традиционной идеи Промысла.

Беседа Иова с друзьями содержит 3 цикла речей (Иов 3–14; 15–21; 22–27). Один за другим говорят Елифаз, Вилдад и Софар. В 3-м цикле порядок речей несколько нарушен (возможно, при окончат. редактуре книги). Эти речи не являются драмой в строгом смысле слова, а скорее серией монологов, тематически связанных между собой. Глава 28 является гимном Премудрости Божьей, составленным, по-видимому, самим автором, а главы 29–31 содержат последнюю речь Иова. Главы 32–37 представляют собой речи некоего Елиуя (евр. אליהו, элиху́), о котором не говорилось раньше. Этот молодой собеседник дополняет аргументы друзей Иова. Его самоуверенные наставления могли быть либо добавлены автором, либо позднее внесены редактором книги. В заключение звучит голос Самого Бога (Иов 38–41) и смиренный ответ Ему Иова (Иов 42:1–6). Хотя мудрецы «защищали» Провидение, а Иов роптал, в очах Божьих он оказывается более прав (Иов 42:7–9), что и знаменует счастливый эпилог книги.

Происхождение и датировка. Тема Иова – тайна страдания праведника – издавна поднималась в религиозной литературе *Древнего Востока (в частности, месопотамской; см. Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время, М., 1983). Но там не существовало уверенности в благой воле высших сил. Между тем трагичность положения Иова заключалась именно в том, что его вера в благость Бога столкнулась с явной несправедливостью, противоречащей привычному взгляду: бедствие есть наказание за зло. Сказания об Иове возникли, вероятно, на исторической основе. Прототипом его мог послужить эдомитский царь Иоав. Видимо, его имел в виду пророк Иезекииль, ставя Иова в один ряд с прославленными неизраильскими мудрецами Ноем и Даниилом (финикийским царем).

Автор книги неизвестен. В ней самой на него нет никаких указаний. Поскольку герой ее эдомитянин, житель страны Уц, некоторые экзегеты связывали ее происхождение с Идумеей, но эта гипотеза не пользуется популярностью. Отсутствие указаний на Священную историю и *Закон давало повод древним толкователям считать, что она написана либо Моисеем, либо до Моисея (*Ориген, блж.*Иероним, *Полихроний). Позднее этот взгляд поддерживали И.*Айххорн и *Эбрард, митр.*Филарет (Дроздов), *Бухарев. На эпоху Соломона указывали свт.*Иоанн Златоуст, свт. *Григорий Богослов, русские экзегеты (Д.*Афанасьев, *Писарев) и западные (*Кайль, Франц *Делич, *Вигуру). Епископ *Ириней (Орда) и *Юнгеров склонялись к более поздней дате (около 8 в. до н.э.).

В настоящее время господствует мнение, выдвинутое епископом*Филаретом (Филаретовым), который относил Иова Книгу к *Второго Храма периоду. В пользу этого свидетельствуют обильные арамеизмы книги и ее *«жизненный контекст» (автор еще не знает откровения о воскресении мертвых, он пишет в годину суровых испытаний, его язык указывает на высшую точку развития *мудрецов писаний).

Учение Иова Книги. Священный писатель ставит себе целью преодоление упрощенных взглядов на Промысл. Эти взгляды усматривали прямую зависимость между страданием и грехом. Автор вкладывает их изложение в уста друзей Иова, собирая воедино всю аргументацию, заключавшуюся в том, что ни один человек не может быть праведным перед Богом, Иов наказан за какой-то грех, который им забыт, и т.д. Но праведник сознает, что по закону справедливости он чист перед Богом. Именно это гораздо больше, чем его собственные страдания, мучит его. Он не может допустить, чтобы Господь был несправедлив. Он вызывает Его на суд, требуя от Него правды, ожидая от Него объяснения. Доводы друзей не могут удовлетворить его. Иов указывает не только на свою беду, но и на царящее в мире зло.

Человек, рожденный женою,

краткодневен и пресыщен печалями:

как цветок, он выходит и опадает;

убегает, как тень, и не останавливается...

Для дерева есть надежда,

что оно, если и будет срублено, снова оживет,

и отрасли от него выходить не перестанут...

А человек умирает, и распадается:

отошел, и где он?

(Иов 14:1 сл.)

Самое горькое для Иова – сознавать, что Бог чужд ему, враждебен и далек, что небеса молчат, когда смертные взывают к ним.

О, если бы я знал, где найти Его,

и мог подойти к престолу Его!

Я изложил бы перед Ним дело мое,

и уста мои наполнил бы оправданиями;

узнал бы слова, какими Он ответит мне,

и понял бы, что́ Он скажет мне.

(Иов 23:3–5)

Упреки друзей и их рассуждения только усугубляют отчаяние Иова. Однако даже в самой бездне отчаяния он не потерял веры и надежды. Как бы страстно он ни пенял Богу, он все же уповает в душе, что Господь явится ему и правда Его воссияет.

А я знаю, Искупитель мой жив,

и Он в последний день восставит из праха

распадающуюся кожу мою сию;

и я во плоти моей узрю Бога.

Я узрю Его сам;

мои глаза, не глаза другого, увидят Его.

Истаивает сердце мое в груди моей!

(Иов 19:25–27)

«Искупитель» (евр. גואל, гоэ́л, Заступник) – это Сам Господь. Иов верит, что мучительная тайна будет разрешена Богоявлением. Поэтому отцы Церкви видели в Заступнике прообраз Христа. Но в самой книге, которая принадлежит Ветхому Завету, прямого ответа Иову не дается. Бог разворачивает перед его духовным взором величественную панораму мироздания и напоминает Иову, что человек не в силах проникнуть в высшие замыслы Творца. Таким образом, в Иова Книге не дается теодицеи, выразителями которой были друзья страдальца. Иов обретает мир в самой встрече с Богом.

Я слышал о Тебе слухом уха;

ТЕПЕРЬ ЖЕ МОИ ГЛАЗА ВИДЯТ ТЕБЯ.

Поэтому я отрекаюсь

и раскаиваюсь в прахе и пепле.

(Иов 42:5–6)

Священный писатель не добавляет к этому никакой богословской теории. Теоретический вопрос о страданиях праведника и мировом зле остается открытым. Но в контексте всей Библии он получает ответ. Ответ не умозрительный, а реальный: вера, прошедшая через горнило сомнений и испытаний, увенчивается высочайшим торжеством. Бог Сам страдает с миром (Крест Христов), чтобы вывести его к свету и совершенству.

Паремии из Иова Книги читаются Великим постом за Литургией Преждеосвященных Даров.

Переводы: [*Агафангел (Соловьев)] Книга Иова в русском переводе с краткими объяснениями, Вятка, 18612; Книга Иова, пер.*Аверинцева С.С., БВЛ, т.1, М., 1973.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях св.*Григория Великого, блж.*Августина, прп.*Ефрема Сирина, свт.*Иоанна Златоуста (авторство И.Златоуста оспаривается).

Аверинцев С.С., Иов, МНМ, т.1; его же, Иов, ИВЛ, т.1; Александров А., Книга Иова, «Путь», 1938/1939, №58; Булгаков Ф.И., Иов, Прометей и Фауст, «Историч. вестник», 1884, т.16, № 4; *Бухарев А.М., Св.Иов многострадальный, М.,1864; *Елеонский Н.А., О времени происхождения книги Иова, ЧОЛДП, 1879, №1; ЕЭ, т.8, с.759–777; Книга Иова, «Духовная беседа», 1871, №49; Нечто о Книге Иова, ХЧ, 1833, ч.3; свящ.*Петровский А.В., Книга Иова и Вавилонская песнь страждущего праведника, Пг.,1916; его же, Книга Иова, ТБ, т.4; Ратай П., Происхождение Книги Иова, ВЧ, 1871, №22; Рижский М.И., Атеистические мотивы в книге Иова, Бахрушинские чтения, 1966, вып.1, Новосибирск, 1968; его же, Проблема теодицеи в Ветхом Завете, там же, 1971, вып.3, Новосибирск, 1971; его же, Иов Септуагинты, там же, 1974, Новосибирск, 1974; *Рыбинский В., Иов, ПБЭ, т.7, с.199–214; Толкование на книгу Иова, «Символ», 1981, №5; *Троицкий Н., Книга Иова. Последовательное изъяснение славянского текста, Тула, 1880; архим.*Филарет (Филаретов), Происхождение Книги Иова, К.,1872; *Юнгеров П., Происхождение Книги Иова, ПС, 1906, №3; Clatzer N.N., The Dimensions of Job, N.Y., 1969; Cordis R., The Book of God and Man, Chi., 1965; Fohrer G., Studien zum Buche Hiob, B.-N.Y.,1983; Jones E., The Triumph of Job, L., 1966; Lévêque J., Job et son Dieu, P., 970; Neiman D., The Book of Job, L., 1973; Pope M., Job, Garden City (N.Y.), 1965; Selms A. van, Job; A Practical Commentary, Chi., 1985; *Steinmann J., Job, P.,1961, а также комментарии *Гитцига, *Дилльманна, Франца *Делича, *Дума, *Будде и библиография в JBC, v.1 и к статье *Учительные книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle