прот. Александр Мень

Источник

Иоахи́м

Иоахи́м (лат. Joachimus, итал. Gioacchino, Джоаккино) Флорский, аббат (ок.1132–1202), итальянский католический мистик, строивший свои пророчества на основе толкования Библии. Родился в Калабрии в крестьянской семье; учился в Козенце. Паломничество в Святую землю и посещение Византии, где в то время свирепствовала чума, содействовали внутреннему перевороту, который привел Иоахима к монашеству. Вернувшись в Италию, он сначала жил анахоретом, потом его приняли послушником в цистерцианскую обитель.

Изучение Библии и связанные с этим новые идеи о современном положении Церкви и мировой истории побудили Иоахима к проповеди своего учения. Вскоре он постригся в монахи и в 1178 был избран настоятелем монастыря. Но эта должность его не удовлетворила, поскольку была связана с многочисленными житейскими заботами. Иоахим испросил у папы разрешения покинуть обитель и поселиться в Калабрии, где основал Флорскую монашескую общину и другие монастыри. Некоторое время Иоахим не говорил открыто о своих главных идеях, но папа Климент III настоял на том, чтобы пророчества Иоахима были преданы гласности. Подчинившись, Иоахим изложил их в трех основных книгах: «Согласование Нового и Ветхого Заветов» («Concordia veteris ae novi testamenti», Venetijs, 1519, то же, Fr./M., 1964), «Десятиструнная Псалтирь» («Psalterium decem chordarum», Venetijs, 1527) и «Толкование на Апокалипсис» («Enchiridion in Apocalypsim», Venetijs, 1527, то же, Fr./M., 1964). Эти книги под общим названием «Вечное Евангелие» вышли во французском переводе в Париже в 1928 («L’Evangile éternel», vol.1–2).

Центральная идея Иоахима заключалась в том, что история движется кругами, что события Ветхого Завета соответствуют событиям Нового Завета. Эта «конкордия», согласование, объясняется прохождением мира через три стадии. Первая ознаменовалась Ветхим Заветом, Откровением Отца, вторая – Откровением Сына, а третья будет Откровением Духа Святого. «Как от Иоанна Крестителя, – писал Иоахим, – когда завершилось старое и появилось новое, так и теперь, с точки зрения того нового, что сотворит Господь на земле, должно считаться старым, что продолжалось до сего времени» (Согласование, II). Современное бедственное состояние Церкви и недостоинство ее служителей объясняется тем, что Откровение Нового Завета было неполным и неокончательным. Таковым будет «Вечное Евангелие» (ср. Откр.14:6), не новая книга, но новый «статус», состояние мира, когда Дух Божий воцарится в человечестве. Из Откр. Иоахим вывел, что Суд Господень совершится дважды: после конца эры Сына и после конца эры Духа. Суд эры Духа упразднит на земле всякое нечестие и беззаконие, разделенные христиане соединятся, совершится обращение мусульман и иудеев. Три эры знаменуют постепенное воспитание человека Богом.

«Первые времена были временами познавания, вторые – временами мудрости, последние будут временами полного разумения. Первая эпоха была эпохой рабского подчинения, вторая – сыновнего послушания, третья будет эпохой свободы. Первая была испытанием, вторая – действием, третья будет созерцанием. Первая эпоха – эпоха страха, вторая – век сынов, третья – век друзей».

Эра Духа Святого будет, по Иоахиму, временем, когда власть духовенства сменится ведущей ролью монахов – подвижников и созерцателей. По расчетам Иоахима, от начала человечества до Христа прошло 1260 лет; такова же, полагал он, и продолжительность эры Сына. Следовательно, начало «Царства Божия на земле» наступит в 1260 н.э. Хилиастические пророчества Иоахима вызвали широкий резонанс в западном христианском мире. У аббата Флорского появилось множество последователей, «иоахимитов», собиравших после его смерти писания Иоахима, среди которых оказались и подложные. Идеи «иоахимитов» были осуждены, но сам Иоахим продолжал почитаться как местный святой. *Данте поместил его в своем «Раю» среди великих подвижников. Косвенно его учение отразилось и на историософии нового времени: на концепциях О.Шпенглера и идеях русских религиозных мыслителей о «Третьем Завете» (*Мережковский, священник П.Флоренский, *Бердяев). Протестанты считали его одним из предтеч Реформации.

Свящ. Арсеньев И.В., От Карла Великого до Реформации, т.1–2, М.,1909–1910, т.2, гл.1; *Гаусрат А., Средневековые реформаторы, СПб.,1900, т.2; Добиаш-Рождественская О.А., Некоторые проблемы иоахимизма и петербургская рукопись И. Флорского, ЖМНП, 1913, №6; Жебар Э., Мистическая Италия, СПб.,1900; Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, М., 9552; *Троицкий С., Иоахим Флорийский и иоахимиты, ПБЭ, т.7, с.191–196; Buonaiuti E., Gioacchino da Fiore: i tempi, la vita, il messaggio, Roma, 1931; Grundmann H., Neue Forschungen über Joachim von Fiore, Lpz.,1950; Hirsch-Reich B., The Figure of Joachim of Fiore, Oxf.,1972; ODCC, p.739.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle