прот. Александр Мень

Источник

Иои́ля проро́ка Кни́га

Иои́ля проро́ка Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета; входит в сборник 12 *Малых пророков. Включает 3 главы. Написана в поэтической форме. *Рукописи имеют мало *разночтений, и еврейский текст дошел в хорошей сохранности.

Содержание и учение. Книга делится на две части:

1) нашествие саранчи как *прообраз эсхатологических казней, подобных казням египетским; призыв к покаянию и обетование спасения (Иоил.1:1–2:27);

2) небесный Суд и благословение в День Господень (Иоил.2:28–3:21).

Пророк предвещает великие испытания перед тем, как наступит торжество Божьей правды. Полчища вражеских сил сравниваются им с алчной саранчой, которая неотвратимо движется, опустошая все на своем пути. Это апокалиптическое видение нашло позднее отзвук в (Откр.9:9). Оно означает, что путь к Царству Божьему проходит через катастрофы и кризисы, вызванные разгулом темных сил. Но придет день, когда молитвы верных будут услышаны (Иоил.2:17–18) и Бог изгонит в пустыню и в море (символы демонизма) полчища врагов, как Он очистил поля Иудеи от саранчи. Тогда наступит благословенный день излияния Духа Божьего. Если прежде Он осенял лишь призванных избранников, то в День Господень Он будет дарован всем.

И будет после того,

излию от Духа Моего на всякую плоть,

и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;

старцам вашим будут сниться сны,

и юноши ваши будут видеть видения.

И также на рабов и на рабынь

в те дни излию от Духа Моего.

(Иоил.2:28–29)

Горизонт пророка еще ограничен земными рамками; поэтому торжество Царства Божьего он изображает как изобилие даров земли (Иоил.2:21–22). Но все же главный дар – это явление Духа, когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32). Фраза ки ната́н ла-хе́м эт ха-море́ ли-цедака́ (евр. כי-נתן לצדקה המורה את לכם) в синодальном переводе передана как «даст вам дождь в меру» (Иоил.2:23). Но существует и другой перевод: «Он даст вам Наставника правды» (см. русский перевод: «Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста», Вена, 1897). Такой перевод – в *Таргумах, в *Вульгате и у *Симмаха. В таком случае пророчество имеет мессианское значение. *Кумранская община, в соответствии с (Иоил.2:23), дала титул Учителя Праведности своему наставнику, но христианское толкование отнесло его к Иисусу Христу.

В день Пятидесятницы апостол Петр, обращаясь к жителям Иерусалима, ссылался на слова пророка Иоиля как на пророчество о новозаветном даровании Духа (Деян.2:16–21); поэтому в навечерие праздника Святой Троицы читаются паремии из Иоиля. Память пророка Православная Церковь празднует 19 октября.

Автор и датировка. О личности пророка Иоиля, сына Вафуила (евр. פתואל בן יואל, йоэ́л бен петуэ́л), ни в его книге, ни в других частях Библии ничего не сказано. Аналогии с библейскими текстами богослужебного характера делают вероятной гипотезу, что он проповедовал в Храме. Как отмечал русский экзегет *Рыбинский, «вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги трудно решить с положительностью». В 18–19 вв. господствовала ранняя датировка (*допленный период). *Эвальд, *Гитциг, еп.*Николай (Добронравов), *Юнгеров относили книгу к царствованию Иоаса (9 в. до н.э.), поскольку в юные годы его правления у власти стояли священники (в книге пророк говорит именно о священниках, а не о царе). Но со 2-й половины 19 в. предпочтение стало отдаваться *Второго Храма периоду. Аргументы в пользу этой датировки следующие:

1) пророк не упоминает главных врага иудеев – ассирийцев;

2) он говорит об эллинах, которые оказались в библейском поле зрения лишь после *Плена периода (Иоил.3:6);

3) в (Иоил.3:1) Господь обещает возвращение всех изгнанников на родину;

4) ничего не сказано об идолопоклонстве иудеев, против которого выступали допленные пророки;

5) Иоиль не говорит о Северном царстве, а только об Иудее и Иерусалиме;

6) он цитирует слова предшествовавших пророков (напр., (Иоил.3:10), ср.(Ис 2:4); (Мих 4:3); 7) апокалиптический жанр Писания, к которому относится Иоиля пророка Книга, сложился в период Плена. Все эти доводы, выдвинутые *Велльхаузеном и *Хоонакером, дают основание датировать книгу временем, близким к концу деятельности Неемии, т.е. к 400 до н.э.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях *Ефрема Сирина, блж.’"Иеронима, *Кирилла Александрийского.

Добронравов Н.П., Книга пророка Иоиля, М.,1885; Денцер Д., Книги Аггея, Захарии, Малахии и Иоиля, 1966 (Ркп. МДА); Книга пророка Иоиля, ДБ, 1873, №36; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на св. пророков Осию и Иоиля. Вятка, 1872; *Покровский Ф., Время деятельности пророка Иоиля, ХЧ, 1876, №1; его же, Состав и объяснение ч.2 книги пророка Иоиля, там же, 1876, №7; *Рыбинский В., Иоиль, пророк, ПБЭ, т.7, с.250–254; Книга пророка Иоиля, ТБ, т.7; *Смирнов И. (еп.Иоанн), Св. пророк Иоиль, Рязань, 1873; JBC, v.1; *Childs, p.385, а также см. библиографию к статье *Пророки и пророческие книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle