прот. Александр Мень

Источник

Иоа́нн

Иоа́нн (Joannes) Кассиан Римлянин, прп. (ок.360-ок.435), латиноязычный духовный писатель и подвижник.

Родился в Малой Скифии (ныне территория Румынии) и с молодых лет посвятил себя аскетической жизни. Странствовал по монастырям Востока, был в *Палестине, Египте. В Константинополе познакомился со свт.*Иоанном Златоустом, который рукоположил его в диакона. В 404 Иоанн побывал в Риме у папы Иннокентия I, который был сторонником гонимого Златоуста. Через 10 лет Иоанн переехал в Галлию, где принял сан священника, основал в Марселе два монастыря – мужской и женский. Труды Иоанна пользовались большим авторитетом на Руси. Древнейшие списки их переводов относятся к 15 в. Православная Церковь празднует память Иоанна 29 февраля.

Иоанн не был экзегетом; в своих трудах он стремился передать Западу монашеский опыт Востока. Но Священное Писание было постоянным предметом его размышлений, связанных с экзегетикой. Так, он подчеркивал, что в Писании следует видеть, по меньшей мере, два смысла, не исключающие один другого. «Иногда, – пишет он, – когда об одном предмете произносится различное мнение, то и другое может быть принято или положительно, или в среднем смысле, т.е. так, чтобы не принимать их с полной уверенностью и не отвергать совершенно» (Собеседования, VIII, 4).

Будучи наставником подвижничества, Иоанн больше всего заботился об извлечении нравственных уроков из Библии: говоря о падении Адама, отмечал гордыню как корень греха, сказания Ис.Нав. о борьбе с хананеями толковал как символ борьбы со страстями, указывал на ответ юного Самуила Богу как на пример смирения и т.д. Общность имущества Иерусалимской церкви и трудовую жизнь апостола Павла Иоанн считал образцом для монашеского жития. Свою богословскую позицию в споре о свободе и благодати Иоанн аргументированно связывал с духом и буквой Писания. Нередко он склонялся к аллегоризму. Например, слова «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26) Иоанн толковал в переносном смысле, разумея под солнцем разум (О Правилах, VIII, 8). Буквалистское толкование находило в лице Иоанна резкого критика. Он считал, что лишь часть речений Слова Божьего можно понимать буквально. Приводя слова Христовы о несении креста (Мф.10:38), Иоанн писал: «Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставляли не назидание, а смех. А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, т.е. как историческому, так и иносказательному... » (Собеседования, VIII, 3).

Migne. PL, t.49; в рус. пер.: Писания прп. отца Иоанна Кассиана Римлянина, М., 1877, репр., Серг.Пос., 1993.

Архим. Григорий, Преподобный Иоанн Кассиан, ДЧ, 1862, №2; Маков К., Сотериология преп. Иоанна Кассиана Римлянина, «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1975, №101–104; архим. Феодор (Поздеевский), Аскетические воззрения прп. Иоанна Кассиана, Каз., 1902; его же, Иоанн Кассиан, ПБЭ, т.7, с.71–86; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, т.3, СПб., 1859, § 201; Cristiani L. Jean Cassien, la spiritualité du désert, vol. 1–2, P., 1946; Chadwick O., John Cassian, Camb. (Eng.), 1950; RGG, Bd.1, S.1626.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle