прот. Александр Мень

Источник

Иларио́н

Иларио́н (Владимир Алексеевич Троицкий), архиепископ (1886–1929), русский православный богослов. Родился в селе Липицы Московской губернии в семье священника. В 1910 окончил Московскую Духовную академию и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд «Очерки по истории догмата о Церкви» (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был экстраординарным профессором кафедры Священного Писания Нового Завета (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном соборе 1917–1918, на котором выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан в 1920 во епископа Верейского, викария Московской епархии. С 1923 архиепископ. Был репрессирован. Скончался и погребен в Ленинграде.

Иларион приобрел популярность как вдохновенный проповедник и выдающийся экклезиолог. В своих трудах он стремился начертать идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. В тесной связи с экклезиологией стоит и очерк Илариона «Священное Писание и Церковь» (М., 1914), в котором намечены общие контуры православного учения о Библии. Иларион противопоставил его школьному взгляду о «двух источниках Откровения» и протестантской *библиолатрии (см. статьи: *Предание и Библия; *Церковь и Библия).

Протестантизм, особенно либеральный, делал ударение на религиозно-этическом учении, которое изложено в Библии; между тем, как отмечает автор, Христос и Его апостолы проповедовали не новую доктрину, а новое бытие. Основные понятия веры новозаветное благовестие берет из Ветхого Завета, который был признан Церковью «с самого начала». «В смысле учения Новый Завет ничего нового по существу, совершенно нового не дает». Новым является факт Воплощения и благодатная жизнь во Христе и в Духе, т.е. жизнь в Церкви. Поэтому нельзя отсекать Библию от Церкви. Церковь, основанная Богочеловеком, есть первичная реальность. «Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами уже после: в течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного благовествования. Написали они для Церкви уже существовавшей». Из этого факта вытекают суждения Илариона о концепциях протестантизма и отечественного школьного богословия.

Ошибка протестантизма в забвении того, что «Священное Писание нельзя отрывать от общей жизни церковной», что оно «явилось в недрах Церкви». Протестантизм признает боговдохновенным *канон Библии, но ведь и само «понятие обязательного канона Священного Писания есть понятие исключительно церковное, совершенно неотделимое от Церкви». Отделение Библии от церковной традиции создает произвол в понимании смысла Слова Божьего. «Если нормы церковные отвергнуты, то человек остается с Писанием, так сказать, наедине и при истолковании Писания каждому нужно руководиться своим так называемым здравым смыслом». Но этот критерий крайне ненадежен. Столь же спорно, по Илариону, искусственное разделение источников вероучения. Писание и *Предание Священное едины. «Не потому Церковь имеет истинное вероучение, что она берет его из Священного Писания и Священного Предания, а только потому, что она есть именно Церковь Бога живого». На границе экклезиологии и библиологии стоит и работа Илариона «Краеугольный камень Церкви (Мф.16:13–18)», посвященная обетованию Господа апостолу Петру («В память столетия МДА», сборник статей, Серг. Пос., 1914). В ней автор приходит к выводу, что «вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан».

Взгляды Илариона на Церковь и Писание не были до конца разработаны, но оказали влияние на дальнейшее развитие богословской мысли православия. В инославии идея единства Писания и Предания нашла отражение в документах II *Ватиканского собора.

Ветхозаветные пророческие школы, ВиР, 1908, № 8–20; Основные начала ветхозаветного священства и пророчества, там же, 1909, №9; Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету, БВ, 1911, №7–8; Рец. на кн.: (Д.В.Рождественский. «Учебное руководство по Священному Писанию», ч.1, Пг.,1915) БВ, 1915, №4; Вифлеем и Голгофа, «Отдых христианина», 1916, №12.

Волков С.А., Архиепископ Иларион (Троицкий), «Вестник РХД», 1981, №134; Мануил. РПИ, т.3, с.211.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle