прот. Александр Мень

Источник

Иларио́н

Иларио́н Киевский, митрополит (11 в.), русский православный богослов и церковный деятель. Сведений о его жизни сохранилось немного. Из «Повести временных лет» известно, что он был священником княжеской церкви в с. Берестово (близ Киева) и что в 1051 по желанию князя Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Он стал первым русским, получившим этот сан, причем без согласия византийского патриарха. Летописец отмечает, что Иларион был «муж благ, книжен и постник». Митрополит принимал активное участие в просветительской и государственной деятельности князя Ярослава. После смерти князя (1054) имя Илариона больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек.

Из произведений, приписываемых Илариону, подлинным считается «Слово о Законе и Благодати», к которому примыкают «Молитва» и «Исповедание веры» (*атрибуция впервые была установлена прот.*Горским). Иларион писал их еще в то время, когда был священником, и, возможно, именно его «Слово» обратило на него внимание князя Ярослава. «Слово» свидетельствует об обширной церковной эрудиции автора, богословской образованности аудитории, к которой он обращался, и об оригинальности мышления Илариона.

Как и живший в том же столетии прп. Нестор Летописец, Иларион глубоко проникнут пониманием *историзма Священного Писания и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и священной истории. Следуя апостолу Павлу, он аллегорически толкует сказания Книги Бытия об Агари и Сарре, которые являются для него *прообразами Ветхого и Нового Завета. И. противопоставляет *Закон и благодать как два этапа Домостроительства – несовершенный (ВЗ = Агарь) и совершенный (НЗ = Сарра). Согласно библейскому сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику – Исааку. Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление – Закон. Он был тенью, «подобием, а не истиной». Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя. Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда «в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе». Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. И. подчеркивает национальную ограниченность Закона и *универсализм евангельской благодати.

Некоторые историки полагают, что в резких суждениях Илариона о Ветхом Завете содержалась скрытая полемика против Византии, которая свысока смотрела на новообращенных «варваров», в т.ч. русских. В напряжении между Византией и христианской Русью повторилось нечто подобное тому, что описано в Деян.15, когда «люди традиции» (иудеи) выражали недоверие новообращенным из язычников. Однако в «Слове» Илариона был и прямой смысл. Подчеркивание несовершенства Закона было обусловлено антииудаистской полемикой. Эта полемика находит свое объяснение в пропаганде *иудаизма, шедшей из Азии и главным образом из враждебного Руси Хазарского княжества (каганата), где эта религия с 8 в. стала государственной. Следует, однако, отметить, что полемика Илариона никогда не доходила до взглядов, свойственных *Маркиону или последователям *манихейства. Иларион исповедует веру в *единство Библии и благословляет «Господа, Бога Израилева, Бога христианского», ибо Он «не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную».

Перевод: «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона, БТ, 1987, сб. 28.

Замалеев А.Ф., Философская мысль в средневековой Руси (ХI-XVI вв.), Л.,1987; Идейно-философское наследие Илариона Киевского, ч.1–2, М., 986; Розов Н.Н., Иларион, СКДР, вып.1, с.198–204; Ужанков А., И., «Наука и религия», 1988, №4.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle