прот. Александр Мень

Источник

Ила́рий

Ила́рий (Hilarius) Пиктави́йский, свт. (ок.315–367), западный отец Церкви, один из первых латинских экзегетов. Родился в Пиктавии (ныне г.Пуатье, Франция). По некоторым сведениям, Иларий пришел к христианству в результате самостоятельных духовных поисков, хотя некоторые биографы считают, что он с детства получил христианское воспитание. Своей обширной образованностью Иларий обязан родителям, богатым галльским аристократам. Он знал греческий язык, начала философии и классической риторики. Крещение Иларий принял, будучи уже отцом семейства, а вскоре его единодушно избрали на кафедру Пиктавии (ок.353).

Годы святительства Илария пришлись на период арианских споров, в которых он принял горячее участие, выступая как защитник православия. Господство ариан при дворе императора Констанция привело к гонениям на Илария. Епископ Арльский Сатурнин оклеветал его и добился ссылки в Малую Азию. Но и там святитель не прекращал борьбы, составляя трактаты против еретиков. На Востоке он познакомился с греческой церковной традицией и еще больше укрепился в своем противостоянии арианам. В 360 он возвращен в Галлию, а его противник Сатурнин низложен на Парижском соборе. Однако до конца жизни Илария силы ариан на Западе оставались несломленными.

Первое экзегетическое Произведение Илария – комментарий на Мф., составленный им в начале своего служения. Не установлено, насколько этот труд создавался под влиянием *Оригена, но очевидно, что Иларий предпочитал уделять больше внимания тем местам, которые требовали не прямого исторического толкования, а иносказательного. Главным принципом Илария как экзегета всегда оставались поиски «таинственного смысла» Писания.

Еще больше, чем в комментарии на Мф., проявился этот момент в «Толковании на Псалмы» (оно сохранилось лишь частично). В этих комментариях Иларий углубил свою экзегезу, часто обращаясь к греческому тексту ввиду несовершенства существовавших тогда латинских переводов. Еврейским оригиналом Иларий пользовался, прибегая к помощи своего сподвижника Илиодора (Толкование на Пс.2:2). Применяя на практике аллегоризм, святитель не считал его единств. возможным подходом к Библии. «Он хотел, – как замечает архиепископ *Филарет (Гумилевский), – идти средним путем между бездушием буквалиста и своеволием аллегориста, но иногда более склонялся к аллегориям».

Толкования Илария на Книгу Иова уцелели в отрывках. Судя по ним, это было лишь свободное изложение комментария Оригена. Есть сведения о толковании Илария на Песнь Песней и послания апостола Павла, которые до нашего времени не дошли.

Migne. PL, t.9–10; SC, t.254, 258 (на рус. яз. труды Илария не переводились).

Попов И.В., Св. Иларий, еп. Пиктавийский, БТ, сб.4,5,6,7; Самуилов В.Н., История арианства на лат. западе (353–430), СПб., 1890; «Connaissance des pères de l’Eglise», 1984, №14; Emmenegger J.E., The Function of Reason and Faith in the Theology of St.Hilary of Poitiers, Wash., 1948; ODCC, p.649; см. также статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle