прот. Александр Мень

Источник

Иереми́и проро́ка Кни́га

Иереми́и проро́ка Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в состав сборника *Великих пророков. Содержит 52 главы. Включает циклы речений и псалмов пророка, а также фрагменты его биографии. Греческий перевод Иеремии пророка Книга короче еврейского текста; в частности, в нем отсутствуют повторы, которые свойственны еврейскому тексту. Однако греческая версия не есть простое сокращение: она ориентирована на одну из древних рукописных традиций, которая засвидетельствована Кумранским фрагментом книги.

Жизненный путь пророка. О личности и служении Иеремии известно больше, чем о ком-либо из пророков-писателей, поскольку он сам многое сообщил о себе, а собиратель его речений (возможно, Варух) присоединил к ним биографические разделы.

Иеремия (евр. ירמיהו, ирмейа́ху), сын Хелкии, родился около 645 до н.э. под Иерусалимом в небольшом левитском городке Анафофе (евр. ענתות, анато́т). Он принадлежал к наследственному роду священников, но вместо служения алтарю был призван на служение Слову Божьему. Детство его пришлось на годы царя Манассии, когда пророки подвергались преследованиям (4Цар.21:16; Иер.2:30), а в юности он стал свидетелем успехов благочестивого царя Иосии, который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть северные области страны. Около 625 Господь призвал Иеремию на проповедь, хотя сам он всячески этому противился. «О, Господи Боже! – молился он, – я не умею говорить, ибо я еще молод». Но судьба его была предначертана: «Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов (здесь и далее выделение наше. – А.М.) поставил тебя». Таким образом, миссия Иеремии не должна была ограничиваться ветхозаветной Церковью: он посылался глашатаем воли Божьей ко всем народам. Иеремия должен был «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:5–10). Разрушать ему предстояло заблуждения и иллюзии, а насаждать – семена истинного богопочитания.

На всей жизни Иеремии лежит печать трагичности. Заступник народа, болевший за него душой, он вынужден был говорить ему горькую правду, беспощадно ломать укоренившиеся взгляды, предсказывать катастрофы, быть их свидетелем и участником.

Первые его проповеди были направлены против тех, кто слишком полагался на политическое возрождение царства. Благословение Божье сохранится, говорил пророк, только при трех условиях: если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать только на Бога, а не на земную силу. Но Иерусалим остался глух к слову пророка, и он вернулся в Анафоф.

В 622 царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая Книга Закона (вероятно, Втор.; см. статью *Пятикнижие), которую нашли в Храме (4Цар.22:3–20), была торжественно кодифицирована и объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги реформа Иосии не только покончила с пережитками политеизма, но и упразднила все святилища, кроме Храма Соломона. Иеремия поддержал эти преобразования (Иер.11:2), что вызвало вражду к нему духовенства Анафофа, недовольного реформой.

Между тем падение Ниневии (612) привело к схватке за власть между фараоном и усилившимся Халдейским царством. Пытаясь сохранить свою независимость, царь Иосия вмешался в эту борьбу и погиб в битве при Мегиддо (609). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехо II поставил двадцатипятилетнего Иоакима, который не собирался продолжать дело своего отца Иосии.

И снова Бог послал Иеремию на проповедь. Он появился у ворот Храма, куда обычно стекались толпы людей, и во всеуслышание заявил, что им нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и злыми обычаями. Богослужение нераскаянных грешников не угодно Богу. «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» (Иер.7:11). В словах пророка увидели оскорбление Храма и веры. Его пытались схватить, и только вмешательство царедворцев на сей раз спасло Иеремию. Однако, чтобы устрашить возмутителей спокойствия, царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников Иеремии, пророка Урию. С этого времени начинается крестный путь пророка. Муки своего сердца он изливает в псалмах, которые принято называть его «исповедями» (Иер.11:18–23; 12:1–6; 15:1021; 17:12–18; 18:18–23; 20:7–18). Он разрывался между жалостью к ослепленным грешникам и необходимостью угрожать им, страдал, предвидя возмездие народу и не имея возможности предотвратить его из-за глухоты князей. Иеремия не остановился и перед прямыми обличениями Иоакима (Иер.22:15–19).

В 605 после победы над фараоном халдейский царевич был коронован в Вавилоне как Навуходоносор II. Иеремии было открыто, что отныне политическая власть переходит к этому человеку, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом Иеремия продиктовал своему ученику Варуху, который прочел их перед народом с балюстрады Храма, после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким выслушивал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню в знак полного презрения к словам пророка. Но это не остановило Иеремию. Он снова велел Варуху записать Слово Господне, добавив к прежним новые грозные предостережения. Вскоре его схватили и поставили у ворот в колодках, как у позорного столба.

Осенью 598 царь Иоаким внезапно скончался. Престол перешел к его сыну Иехонии. Но и тот не внимал голосу Иеремии и поддерживал фараона против Навуходоносора. Через год халдеи, разбив армию Египта, осадили Иерусалим. Иехонии пришлось сдаться, и Навуходоносор отправил его вместе с партией иудейской знати в Вавилон (в эту партию входил и пророк Иезекииль). Царем халдеи утвердили брата Иехонии, Седекию. Этот слабовольный монарх оказался игрушкой в руках военной партии, которая постоянно толкала его на гибельный путь – отложиться от Вавилона. Иеремия был на грани отчаяния. Теперь его надежды были сосредоточены вокруг «остатка» – тех, кто был уведен на чужбину (Иер.24:1–10; 29). Они должны покаяться и понять свое истинное призвание. Ему же оставалось бессильно смотреть на агонию Иерусалима. Пророка объявили изменником и бросили в ров, где он едва не погиб. Вскоре его перевели в караульное помещение при дворце, где царь тайком вопрошал его о будущем. Иеремия пытался внушить ему: необходимо оставить расчеты на союзников и сохранять верность Навуходоносору. Но тщетно – Седекия отрезал себе все пути к отступлению. В 588 халдеи вторглись в Палестину; одна за другой пали ее главные крепости. Началась осада Иерусалима. Помощи ждать было неоткуда. Народ голодал (см. статью *Плача Книга). 19 июля 587 халдеи пробили брешь в стене города. Царь пытался со своими людьми скрыться за Иорданом, но был настигнут. Навуходоносор приказал убить у него на глазах его детей, а самого, ослепив, отправить в Вавилон. Город был разрушен, а Храм сожжен вместе с Ковчегом, как и предсказывал Иеремия.

Халдеи освободили пророка, и он стал советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, которые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили Иеремию идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка чувство надежды. Один из циклов его речей, условно называемый «Книгой Утешения» (Иер.30–31), возвещал уже о Новом Завете. По преданию, о котором свидетельствует прп.*Ефрем Сирин, Иеремия умер мученической смертью, побитый камнями (Толкование на Иер. Предисловие). После его смерти Варух, собрав писания учителя, перебрался в Вавилон.

Влияние Иеремии на последующие поколения было огромным. В нем видели образец неподкупного глашатая воли Божьей. Во времена земной жизни Спасителя некоторые считали его воскресшим (Мф.16:14). Как пишет А.*Олесницкий: «От имени пророка Иеремии и его скорбных священных речей и песней и всякое оплакивание потерянного, литературно изложенное, называется у нынешних христианских народов иеремиадою».

Память пророка Православная Церковь празднует 1 мая.

Особенности и структура Иеремии пророка Книга. Книга пророка Иеремии не просто возвещение пророком Слова Божьего: это глубоко личностное произведение, которое состоит из диалогов между Богом и Его посланником. Нигде в Ветхом Завете сила божественного Слова не явлена с такой очевидностью: Иеремия не может противиться Ему. Он не желает растравлять раны народа и говорить о бедствиях, но власть Слова оказывается неодолимой. Пророк сетует, плачет, с сыновним доверием и дерзновением открывает Господу свою страдающую душу. Это первый пророк, у которого профетическая харизма сочетается с даром псалмопевца. Он с поразительной искренностью открывает тайники своего сердца, давая читателям книги возможность прикоснуться к нему как к живой личности. Псалмы Иеремии в современной экзегетике получили название «исповедей» по их сходству с известной книгой блж.*Августина.

Иеремии пророка Книга не является произведением, написанным в одно время. Пророк писал ее долгие годы (примерно с 625 по 580) и собирал в несколько этапов. Первый известный нам этап – это книга о народах, продиктованная Варуху около 604, а затем повторенная и расширенная. Последнее собрание речений адресовано уже иудеям, переселившимся в Египет (гл.44). Варух сопровождал Иеремию в Египте (Иер.43:3,6), но, поскольку его книга была сохранена вавилонскими переселенцами, есть все основания думать, что именно Варух привез ее в Халдею. Он же мог добавить к ней биографические разделы. Таким образом, Иеремии пророка Книга является многоплановым сборником священных текстов, включающих пророчества, «исповеди» Иеремии и сказания о его жизни. Они расположены в книге следующим образом:

1) призвание пророка (Иер.1:1–19);

2) пророчества об Иудее (Иер.2:1–25; 38);

3) борьба Иеремии с лжепророками. «Книга Утешения» (Иер.26–35);

4) крестный путь пророка (Иер.36–45);

5) пророчества о народах (Иер.46–51);

6) исторический эпилог (52).

Провозвестие Иеремии пророка Книги. Как левит, пророк Иеремия был связан с духовной традицией Севера, что сказалось на близости его книги к Книге пророка Осии и Второзаконию. Одна из основных ее мыслей – условность Завета. Грех полагает преграду между Богом и людьми, поэтому Обетование может исполниться только на «остатке». Иеремия – страстный обличитель национализма, войны, надежд на политическую силу. Призвание ветхозаветной Церкви он понимает чисто духовно. Отсюда его непримиримость к культовому формализму и проповедь истинной веры, которая живет в сердце. Иеремия – пророк «личной религии», провозвестник богопочитания «в духе и истине» (ср. Ин.4:23). Ковчег и Храм, говорил он, ничего не значат, если люди попирают заповеди и не хранят верность Богу. Судьбы мира, по Иеремии, зависят не от людей, а от Творца. Верные должны проникнуться к Нему сыновним доверием. Неверные же сами пожнут плоды своей неверности. Их грех, однако, не сможет изменить замыслов Божьих. «Вот наступают дни, говорит Господь, – читаем мы в «Книге Утешения», – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31–33). Это мессианское пророчество дополняется пророчеством о Давидовой Отрасли праведной, т.е. о Царе-Спасителе (Иер.23:5; *паремия на Рождество Христово). Великие обетования, данные Иеремией, позволили блж.*Иерониму назвать его «евангельским мужем». Многие толкователи усматривают в жизни пророка, который называл себя агнцем, ведомым на заклание (Иер.11:19), *прообраз *Служителя Господня (ср. Ис.53), прообраз Христа Спасителя.

Святоотеческие комментарии: прп. *Ефрем Сирин, Толкование на пророчества Иеремии, Твор., М.,1852, т.7; блж.*Иероним (Стридонский), Шесть книг толкований на пророка Иеремию, Твор., К., 1880, т. 6; *Ориген, SC, 11, 232, 238.

*Афанасьев Д.П., Толкование на книгу пророка Иеремии, Ставрополь, 1894; *Бажанов В.В., Речи пророка Иеремии. Опыт переложения, СПб.,1861; *Бухарев А.М., Св. пророк Иеремия, М.,1864; Красный Г., Иеремия в Библии, ЕЭ, т.8; еп.*Михаил (Лузин), Св.пророк Иеремия. Книги его пророчеств и Плач Иеремии, Тула, 1902; НЭС, т.20; ПБЭ, т.6, с.274–289; *Розанов Н.П., Книга пророка Иеремии, ТБ, т.6; *Троицкий Н., Св. пророки Ветхого Завета. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии, Тула, 1899; *Франк-Каменецкий И.Г., Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее, в книге: «Религия и общество», Л.,1926; *Штулмюллер К. (Стулмюллер), Книга пророка Иеремии и Варуха, 1971 (Ркп. МДА); *Юнгеров П.Я., Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии, Каз.,1910; *Якимов И.С., Толкование на книгу пророка Иеремии, вып.1–2, СПб.,1879–1880; его же, Отношение греческого перевода LXX толковников к еврейскому масоретскому тексту в книге пророка Иеремии, СПб.,1874; его же, Неповрежденность книги св. пророка Иеремии, ХЧ, 1876, № 5/6,7/8; Briend J., Le livre de Jérémie, P., 1982; *Duhm B., Das Buch Jeremia, Tüb.-Lpz.,1901; *Gelin A., Le prophète Jérémie, P.,1952; Holladay W.L., The Architecture of Jeremia 1–20, Lewisburg, 1976; Martin E.D., Eremiah, Pasadena (Calif.), 1978; Thompson J., The Book of Jeremiah, Grand Rapids (Mich.), 1980; Wisser L., Jérémie critique de la vie sociale, P.,1982; прочую иностранную библиографию см. в JBC, NCCS, RFIB; см. также статьи: *Допленный период ветхозаветной истории; *Пророки.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle