прот. Александр Мень

Источник

Иероглифи́ческая пи́сьменность

Иероглифи́ческая пи́сьменность и Ветхий Завет. Расшифровка Иероглифической письменности имела большое значение для ветхозаветной *исагогики, поскольку многие события священной истории протекали в непосредственной связи с Египтом. Иероглифическая письменность является рисуночным письмом, которое существовало на берегах Нила с 3-го тысячелетия до н.э. вплоть до первых веков н.э. Европейцы долгое время не понимали его смысла и принципов. Существовало мнение, что в Иероглифической письменности зашифрованы какие-то тайны жрецов. Отсюда название этой письменности – «иероглифы» (греч. – священные высеченные знаки), которое дал Иероглифической письменности *Климент Александрийский. Первые шаги к расшифровке Иероглифической письменности сделал нем. ученый-иезуит А.Кирхер, который выдвинул верное предположение, что языком древних египтян был коптский. Однако только в начале 19 в. Ф.Шампольон (1790–1832), руководствуясь идеей Кирхера, сумел прочесть иероглифическую надпись на греко-египетском памятнике, вывезенном солдатами Наполеона из дельты Нила. В настоящее время установлено, что Иероглифическая письменность по своей природе смешанная. В ней параллельно сосуществуют слоговые, звуковые и понятийные знаки, что делало Иероглифическую письменность доступной только знатокам-жрецам. Фразы располагаются в этом письме либо горизонтально – справа налево и наоборот, либо вертикально – сверху вниз. Основная часть Иероглифической письменности находится на стенах сооружений или на фигурных гробницах и статуях. Более простое, курсивное письмо, названное еще Геродотом «демотическим», народным, широко употреблялось на папирусах (см. статью *Папирология библейская).

Ниже перечислены важнейшие памятники Иероглифической письменности, которые имеют прямое отношение к ветхозаветной истории.

1. В анналах Тутмоса III (около 1500 до н.э.) среди сирийских городов упомянуты населенные пункты, названия которых напоминают имена Иаков и Иосиф, что, по мнению некоторых историков, указывает на пребывание части израильтян в Ханаане в эту эпоху.

2. Стела Мернептаха конца 13 в. содержит первое упоминание слова «Израиль» (см. статьи: *Археология библейская; *Питри Флиндерс).

3. Надписи Рамсеса II (13 в. до н.э.) повествуют о сооружении им в Дельте города, носившего его имя, что перекликается с сообщением Исх.1:11 (см. статью *Пятикнижие).

4. В надписи фараона Шешонка I (библ. Сусаким) сказано о его походе на Иерусалим (10 в. до н.э.).

5. Стелы 7 в. до н.э. повествуют о фараонах Эфиопской династии, которые были союзниками Иудеи против Ассирии в эпоху пророка Исайи.

Кроме того, Иероглифическая письменность проливает свет на всю историю и культуру Древнего Востока, которая была тесно связана с библейской историей и культурой ветхозаветного периода.

*Введенский Д.И., Патриарх Иосиф и Египет, Серг.Пос., 1914; Добльхофер Э., Знаки и чудеса, пер. с нем., М., 1963; Кагаров Е.Г., Прошлое и настоящее египтологии, Серг.Пос., 1914; Коростовцев М.А., Древний Египет и космогония древних иудеев, ПСб., 1974, №25 (88); *Смирнов А., Исторические книги Библии и египетские памятники, ЧОЛДП, 1877, №11; *Троицкий С., Иероглифическое письмо, ПБЭ, т.6, с.318–323; Фридрих И., История письма, М.,1978; Шампольон Ж.Ф., О египетском иероглифическом алфавите, М.,1950; см. также статьи: *Археология библейская; *Древний Восток и Библия.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle