прот. Александр Мень

Источник

Авваку́ма проро́ка кни́га

Авваку́ма проро́ка кни́га (др.-евр. חבקוק, хаваку́к), входит в раздел *Малых пророков второй части пророческих книг Ветхого Завета и состоит из 3 глав.

Содержание и композиция. Книга пророка Аввакума делится на три части: 1) диалог между Богом и пророком, вопрошающим Его; первый ответ Божий (Авв.1:1–2:1); 2) второй ответ Божий; пять бедствий (Авв.2:2–20); 3) псалом Богоявления; торжество веры (Авв.3:1–19). Это первый пример в Ветхом завете, когда вся книга построена как беседа души человека со своим Творцом. Антифонная композиция и указание для хора (Авв.3:19) свидетельствуют о богослужебном использовании книги.

Духовный смысл. Пророк Аввакум поднимает один из самых мучительных для религиозного сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире? Пророк не пытается решать его умозрительно, а прямо обращается к Господу с молитвой, полной скорбного недоумения:

Для чего даешь мне видеть злодейство

и смотреть на бедствия?

Грабительство и насилие предо мною;

и восстает вражда и поднимается раздор.

От этого Закон потерял силу,

и суда правильного нет:

так как нечестивый одолевает праведного,

то и суд происходит превратный.

(Авв.1:3–4)

Как в Книге Иеремии и Книге Иова, прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», которому будет дано попирать царей и разрушать крепости. «Сила его – бог его» (Авв.1:6–11). Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления, и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель? И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну:

Вот, душа надменная не успокоится,

а праведный своею верою жив будет.

(Авв.2:4)

В этих словах заключена сама суть книги. Зло порождается злом. Род человеческий пожинает то, что посеял сам. Но это не значит, что Промысел Божий бездействует. Он непостижимым образом ведет людей через страдания к высшей цели. Человек не может охватить разумом всю необъятность путей Сущего. Бог лишь ждет от верных полного доверия к Себе. В бурях жизни сможет устоять только тот, кто сохранил веру. Уповающие на силу, на идолов, не верящие в нравственный миропорядок будут посрамлены. Рухнут грады, построенные «на крови», восторжествует правда Божия:

Ибо земля наполнится

познанием славы Господа,

как воды наполняют море.

(Авв.2:14)

В завершающем книгу псалме рисуется грозное Богоявление, описанное как очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю праведник спасается от отчаяния, живет верой в небесную правду, за которой – рано или поздно – останется последнее слово. Если прежде знаком милости Божией ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то пророк Аввакум поднимается на новую ступень духовного сознания. Жизнь для него не в этих знаках, а в Самом Господе, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада,

Но и тогда я буду радоваться о Господе

и веселиться о Боге спасения моего.

(Авв.3:17–18)

Это сказано еще до того, как была открыта тайна воскресения и вечной жизни (см. статью *Антропология библейская). Поэтому несокрушимая вера Аввакума приобретает характер героического самоотречения ради любви к Господу. Его упование пронизано мессианским духом, хотя прямо о Мессии он не говорит. Для него обетование Божие сливается в едином видении Царства Божьего, которое, словно море, принимающее реки, примет в себя истории.

Вера Аввакума послужила исходной точкой для *сотериологии ап. Павла – учения о спасающей вере в Иисуса Христа (Рим.1:16). Для понимания связи обоих Заветов следует подчеркнуть, что еврейское слово אמונה, эмуна́ (вера) означает не просто убеждение, а верность, преданность, доверие (от евр. אמון, аму́н – надежный, ср. евр. Аме́н – верно, церк. слав. – аминь). Эта верность-доверие есть главное средство для единения с Богом. Как в Ветхом Завете люди уповали на Слово Господне, которое непреложно, так и в Новом Завете спасают вера и верность Богочеловеку. Вера дает жизнь. В широком понимании она есть не только жизнь века сего, но и жизнь вечная (ср. (Мф.7:14); (Ин.6:33).

Автор и его время. О жизни Аввакума ничего не известно. Эпизод в (Дан.14:33–39) скорее всего относится к другому человеку, носившему это имя. Из литургического характера книги можно заключить, что Аввакум проповедовал в Храме. Упоминание халдеев (евр. כשדים, касди́м) указывает на время возвышения Халдейского (Нововавилонского) царства (конец 7 в. до н.э.). В 605 до н.э. Навуходоносор разбил египтян в Сирии при Кархемише, и надежды на освобождение от ига царей Двуречья рухнули. Не исключено, что Аввакум писал вскоре после трагической гибели благочестивого царя Иосии, смерть которого (609 до н.э.) была тяжким ударом для ветхозаветной Церкви.

Церковь высоко ставила пророчество Аввакума о таинстве Пришествия (стихира на «Господи воззвах», 2). Ирмосы 4-й песни канона утрени посвящены Аввакуму. Память его Православная Церковь празднует 2 декабря.

Самым ранним толкованием на Книгу пророка Аввакума является кумранское, которое связывает нашествие халдеев с приходом римлян и судьбами ессейской секты: Комментарии на книгу Хаваккука (Аввакума) (1 Q pHab.), ТК, вып.1;

Святоотеческие комментарии: прп. *Ефрем Сирин, Творения, ч.1–8, М., 1848–1895, репринт, М., 1993–1995; блж.*Иероним, Творения, ч.14, К., 1898, 19152; свт.*Кирилл Александрийский, Творения, ч.10, Серг. Пос., 1897; блж.*Феодорит Киррский, Творения, ч.5, Серг.Пос., 19072; прп.*Исихий Иерусалимский, Migne. PG, t.93; блж.*Феофилакт Болгарский, Migne. PG, t.126.

Иером.*Варфоломей (Ремов), Книга пророка Аввакума, Серг.Пос., 1913; его же, Пророк веры, БВ, 1914, № 1; свящ. *Глаголев А., Книга пророка Аввакума, ТБ, т.7; ЕЭ, т.15; Е.Н., Песнь пророка Аввакума, ВЧ, 1874, № 11; М.Г. [Голубев М.А.], Книга пророка Аввакума, ХЧ, 1867, ч.2, № 11/12; еп.*Иоанн (Смирнов), Пророк Аввакум, М., 1877; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на книгу св. пророка. Аввакума, Вятка, 1876; ПБЭ, т.1, с.86–90; *Юнгеров П.А., Книга пророка Аввакума, М., 1887; Childs, p.447 ff. (здесь же дана библиография); Leglie Е.А., Book of Habakkuk, N.Y., 1962; JBC, v.1, p.296–299; см. статью *Допленный период ветхозаветной истории; Пророческие книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle