прот. Александр Мень

Источник

Жда́нов

Жда́нов Александр Алексеевич (1860–1909), русский. православный экзегет, представитель *русской библейско-исторической школы. Родился в Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1880), после чего два года работал сельским учителем. В 1883 поступил в Московскую Духовную академию, блестяще ее окончил (1887) и был оставлен стипендиатом, а в 1891 назначен доцентом кафедры Священного Писания Ветхого Завета. В 1893 Жданов покинул МДА. В последние годы жизни работал инспектором провинциальных народных училищ. Сын Жданова, Андрей, стал впоследствии советским государственным деятелем, входившим в ближайшее окружение И. Сталина.

Магистерский труд Жданова был задуман широко, как первое в православной экзегетике научно-историческое толкование Апокалипсиса. Но, ограниченный сроками, он смог закончить только комментарий к вступительной части Откровения (послания к семи церквам). Труд Жданова был косвенно направлен против всевозможных мистико-аллегорических толкований Откр., в т. ч. против попытки увидеть в семи церквах иносказательное изображение семи эпох истории Церкви. Такие домыслы Жданов называл «почвой для произрастания экзегетических плевел и терний». Так же он считал неуместным превращать экзегезу Откр. в «орудие для борьбы с противниками, для конфессиональной полемики» (как это делал А.М. *Бухарев).

Жданов тщательно проанализировал Иоанновы послания церквам и пришел к заключению, что «особенности Апокалипсиса по его характеру и содержанию, его глубокое значение в религиозно-нравственном отношении не только дает богослову право, но и ставит перед ним обязанность ввести эту священную книгу в число предметов научного обследования». Экзегеза Откр., по Жданову, не нуждается в благочестивых фантазиях, а «находит себе должное изъяснение из общих исторических обстоятельств эпохи, к которой относится происхождение священной книги». Предисловие, содержавшее подобного рода тезисы, выглядело слишком смелым, и автору пришлось его опустить. Однако труд все же вышел, и в 1891 диссертант получил за него звание магистра. За пять лет работы в МДА Жданов успел написать неполный курс ветхозаветной исагогики (издан посмертно), а также ряд статей, часть которых была напечатана, а часть осталась в рукописях (не опубликовано: «Словарь еврейских собственных имен», критика книги *Морозова об Апокалипсисе и др.).

О послании Иеремии, ПТО, ч.42, 1888; О толкованиях прп. Ефрема Сирина на Священное Писание Ветхого Завета, там же; Откровение Господа Иисуса Христа о семи азийских церквах, М.,1891; Новые пособия для изучения Священного Писания: Обзор за 1891 г., БВ, 1892, №1; Новый еврейский словарь, БВ, 1892, № ; Рецензия на книгу: [Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия, вып.1–4, М., 1892] БВ, 1893, №5; «Новейший реставратор» ветхозаветного Храма (Ответ Г. М. Муретову), 1–2, Серг. Пос.,1893; Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета, под редакцией и с примечаниями Д.В.*Рождественского, вып.1, Серг. Пос.,1914 (продолжение напечатано в БВ за 1916–1918 гг.).

Краткая биографическая справка о Жданове составлена свящ. Д.В.Рождественским и приложена к посмертному изданию «Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета» (вып. 1, Серг. Пос., 1914).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle