прот. Александр Мень

Источник

Амвро́сий

Амвро́сий (Ambrosius Aurelius) Медиоланский, свт. (334/40–397), один из западных отцов Церкви, проповедник, гимнотворец, экзегет.

Родился в знатной семье префекта Галлии, воспитан в христианской вере, хотя, по обычаю того времени, долго откладывал крещение. Следуя отцу, избрал политическую карьеру и был правителем Лигурии и Эмилии. В 374 был выдвинут по желанию народа на епископскую каф. Медиолана (Милана) и только после этого принял крещение. Амвросий славился своим проповедническим даром и административными талантами. Активно боролся с западным арианством и язычеством (по его настоянию из римской курии была удалена статуя богини Победы). Известен его открытый протест в связи с кровавым подавлением императором Феодосием беспорядков в Фессалониках. Амвросий был плодовитым писателем, выступал главным образом как учитель жизни и пастырь Церкви. Память его Православная Церковь празднует 7 декабря.

Экзегетические творения: «Шестоднев» («Hexameron»), «О Рае» («De paradiso»), «О Каине и Авеле» («De Cain et Abel»), «Апология пророка Давида» («De apologia prophet David»), «О Товите» («De Tobia»), «Изложение Евангелия от Луки» («Expositio Evangelii sec. Lucam»), «Изложение псалма 68» («Expositio de psalmo LXVIII»), «О Ное и ковчеге» («De Noe et arca»), «Об Аврааме» («De Abraham»), «Об Исааке» («De Isaac vel anima») (содержит также толкование на Песнь Песней), «О Иакове и блаженной жизни» («De Jacob et vita beata»), «Об Иосифе патриархе» («De Joseph patriarcha») (Иосиф как прообраз Христа), «О патриархах» («De patriarchis»), «О суде над Иовом и Давидом» («De interpellatione Iob et David»), «Об Илии и посте» («De Helia et ieiunio»), «О Навуфее израильтянине» («De Nabutha esraelita») (обличение богачей), «Толкования на 12 псалмов» («Explanatio super psalmos duodecim»). Ряд толкований находится в других произведениях Амвросия и его письмах. Большинство экзегетических творений Амвросия – запись его проповедей или катехизических бесед. Поэтому в них ясно проступают назидательные, гомилетические цели.

«Шестоднев» посвящен толкованию первых стихов Кн. Бытия. В нем Амвросий применяет *аллегорический метод толкования и усматривает в (Быт.1:1) прикровенное указание на рождение Слова. Отвечая на вопрос, как мог существовать свет до создания Солнца, Амвросий предполагает, что этот свет был рассеян в воздушном пространстве (I: 9, 33–34). В описании живой природы Амвросий следует свт.*Василию Великому и античным натуралистам. Книга «О Рае» обнаруживает большую зависимость от *Оригена. «Многие думают, – пишет он, – что рай есть душа человека, в которой взошли ростки добродетели. Человек, поставленный в рай трудиться в раю и охранять его, есть разум человеческий, сила которого, по-видимому, просвещает душу».

Ева, согласно предположению А., означает чувство («О Рае», II). Змей есть аллегория наслаждения, которое через чувство (Еву) искушает разум (Адама) (см. также Послание 45). Книга «О Каине и Авеле» является как бы продолжением книги «О Рае». В своих толкованиях на Книгу Бытия Амвросий подчеркивает органическую связь между людьми, которая позволила греху распространиться на все поколения. В Адаме заключалось все человечество («Изложение Евангелия от Луки», VII). Большинство других толкований на Ветхий Завет также выдержаны в аллегорическом духе. Так, например, устройство Ноева ковчега Амвросий рассматривает как символ человеческого тела, а призвание Авраама покинуть дом отца – как победу верующей души над чувственными соблазнами. Через Оригена на экзегезу Амвросия оказал влияние и *Филон Александрийский.

Писаный Закон, согласно Амвросию, был дан в силу того, что люди не смогли следовать естественному закону совести (Послание 63). Закон призван смирить человека, научить его следовать воле Божией. Поэтому, хотя Закон был дан Израилю, значение его универсально для всего дохристианского мира. Он подготовил человечество к пришествию Искупителя. Боговоплощение явилось высшим доступным человеку созерцанием Бога, которое предшествует полноте Богопознания в грядущем бытии.

Migne. PL, t.14–17; CSEL, t.32, 62, 64, 73, 78, 79, 82, в русском переводе: О должностях священнослужителей Церкви Христовой (Из творений св. Амвросия, еп.Медиоланского: De oficiis ministrorum), К., 1875; Творения по вопросу о браке и девстве, Каз., 1901; Две книги о покаянии, М., 1902; Об обязанностях священнослужителей, Каз., 1908.

Адамов И.И., Св.Амвросий Медиоланский, Серг. Пос.,1915; Буассье Г., Падение язычества, перевод с французского, М., 1892; Лосев С., Св.Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета, ТКДА, 1896, №3, 7, 12; ПБЭ, т.1, с.582–588; Прохоров Г.В., Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология, ХЧ, 1911, №1–2; Enc. Kat., t.1, s 411–416; ODCC, p 42; см. также литературу к статье *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle