прот. Александр Мень

Источник

Елео́нский

Елео́нский Николай Александрович, протоиерей (1843–1910), русский православный экзегет. Родился в Калужской губернии в семье сельского священника. Окончил духовное училище и Московскую Духовную академию (1868). После окончания учебы был направлен в Харьковскую Духовную семинарию, а затем переведен в МДА (1870) и назначен доцентом кафедры Священного Писания Ветхого Завета. С 1879 ординарный профессор богословия в Сельскохозяйственном институте, а с 1892 – в Московском университете. Елеонский активно сотрудничал с редакцией «Православной богословской энциклопедии», поместив в ней около 50 статей. Одной из первых работ Елеонского была критика теории *Баура о послеапостольском происхождении Евангелия от Марка. Любовь к изучению Библии была привита Елеонскому его учителем епископом *Михаилом (Лузиным), но, как замечает И.*Соловьев, «в своих дальнейших трудах он шел своим путем, не зависимым от путей епископа Михаила, который был предшественником его в академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета».

Елеонский уделял большое внимание критике гипотез, выдвигаемых немецкой протестантской наукой о происхождении *Пятикнижия. Основная тенденция этих гипотез заключалась в том, чтобы доказать тезис: не Закон предшествует пророкам, а пророки Закону (см. *Граф, *Куэнен, *Велльхаузен). В своей критике Елеонский отмечал архаичность языка и стиля Пятикнижия, отражающих более ранний этап, нежели классический *профетизм. Для того чтобы показать, что западная наука не исчерпывается этими гипотезами, Елеонский предпринял перевод на русский язык «Исагогики» *Кайля (перевод не был закончен). Елеонский и сам внес немалый вклад в *исагогику, рассматривая вопросы библейской хронологии, *канона, сопоставляя данные Библии и археологические находки в странах *Древнего Востока. Его собственный курс исагогики остался незавершенным.

Наиболее известная работа Елеонского по библейской *географии написана в сотрудничестве с *Горским-Платоновым («Очерки из библейской географии», вып.1–2, СПб., 1896–1897). В статьях, посвященных толкованию начальных глав Книги Бытия, Елеонский в основном излагал данные протестантских библеистов: Кайля, Франца *Делича и др. В работе о происхождении Книги Иова он в отличие от епископа *Филарета (Филаретова), считавшего Книгу Иова произведением послепленным, относил его к 10 в. До н.э. (эта точка зрения до сих пор имеет своих сторонников).

О древнееврейской священной поэзии, ЧОЛДП, 1872, №6,7; Сотворение мира: Опыт истолкования 1:1–3 Книга Бытия, ЧОЛДП, 1872, №2,3; О Евангелии от Марка: Разбор мнения Ф. Х. Баура..., ЧОЛДП, 1873, №3,6,12; Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста, ЧОЛДП, 1874, №9; Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности, ЧОЛДП, 1875, №1; Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона, ЧОЛДП, 1876, №3; Предполагаемое издание ветхозаветной Библии в русском переводе с примечаниями, ЧОЛДП, 1877, ч.І; Следует ли считать Книгу пророка Варуха каноническою...?, ЧОЛДП, 1877, ч.І; Пророчество Исайи о Вавилоне, ЧОЛДП, 1878, №3; Учительный характер Книги Песнь Песней, ЧОЛДП, 1878, №4; Песнь о винограднике, ЧОЛДП, 1879, №5; О времени происхождения Книги Иова, ЧОЛДП, 1879, №1; Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны (о Фридр. Деличе), ВЦ, 1904, №4.

ПБЭ, т.5, с.395–396; прот.*Соловьев И.И., Заслуженный профессор богословия Московского императорского университета протй Н. А. Елеонский, БВ, 1910, №12.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle