прот. Александр Мень

Источник

Екклесиа́ста Кни́га

Екклесиа́ста Кни́га (евр. קהלת, кохе́лет), каноническая книга Ветхого Завета, помещаемая в разделе *Учительных книг. Еврейское ее название означает, по-видимому, человека, находящегося в собрании (от евр . קהל, каха́л – собрание) или говорящего перед собранием, проповедника. По своей лит. форме Екклесиаста Книга является сборником поэм, объединенных общей мыслью, к которым добавлен прозаический эпилог (Еккл.12:9–14). Книга содержит 12 глав. Наиболее ранняя рукопись Екклесиаста Книги найдена в Кумране и датируется временем между 175–150 до н.э.

Содержание, учение и композиция Екклесиаста Книги. Автор Екклесиаста Книги ставит вопрос о ценности земных благ и всего того, к чему стремится человек на земле. Он выносит суровый приговор всем иллюзиям плотского человека. Он «испытывает» наслаждения и мудрость, любовь и труд, славу и богатство и убеждается, что «пользы» (евр.

יתרון, итро́н) нет ни в чем этом. Все в мире «суета» (евр. הבל, хевел – ничтожество, дым). Все радости временны, справедливости среди людей нет, даже мудрость и знание лишь увеличивают скорбь. Автор словно утрачивает библейскую перспективу восхождения к Царству Божьему, принимая циклическую модель мира (см. статьи: *Античность и Библия; *Древний Восток и Библия; *Историзм Священного Писания).

Род проходит, и род приходит,

а земля пребывает во веки.

Восходит солнце, и заходит солнце,

и спешит к месту своему,

где оно восходит.

Идет ветер к югу

и переходит к северу,

кружится, кружится на ходу своем,

и возвращается ветер на круги свои.

Все реки текут в море,

но море не переполняется <...>

Что было, то и будет;

и что делалось, то и будет делаться,

и нет ничего нового под солнцем.

(Еккл.1:4–7,9)

Люди неблагодарны: о мудрых забывают так же, как и о глупцах. Одна участь у людей и у животных, ибо одно дыхание у всех:

Все идет в одно место;

все произошло из праха

и все возвратится в прах.

Кто знает:

дух сынов человеческих

восходит ли вверх,

и дух животных сходит ли вниз,

в землю?

(Еккл.3:20–21)

Человеку остается лишь жребий мотылька-однодневки, который недолго радуется жизни, а потом уходит в неведомое.

Поражает резкий контраст между тональностью книги и другими библейскими писаниями. «Ее безысходный пессимизм отражает время, когда многие стали разочаровываться в необычайных ожиданиях и обетованиях, когда противоположность ожидавшегося величия и действительного унижения становилась нестерпимой, и единственным утешением, кроме обычных утех жизни, оставалось полагать, что жалкое состояние своего народа – удел всего человечества» (*Тураев). Аналогии Екклесиаста Книги существовали как в древневосточной, так и в античной литературе, но эта библейская книга написана не в подражание каким-либо образцам, а явилась плодом глубоко личного опыта автора. Почему же такая исполненная скепсиса книга была включена в *канон? Ее следует рассматривать не изолированно, а во всем контексте Священного Писания. Пессимизм Екклесиаста Книги вел к переоценке земных чаяний. В диалектике священной истории такой этап был необходим. Он служил как бы переходом от старого представления о посмертии к новым откровениям о Воскресении и жизни будущего века. Екклесиаста Книга указывала на тупик, в котором неизбежно оказывается человек, лишенный веры в бессмертие. «Екклесиаст – пессимист, но, несмотря на это, религиозное свидетельство его чрезвычайно ценно. Это произнесенный суд не только над ветхозаветным состоянием человека, но и суд над чисто природным человеческим идеалом» (*Князев).

Книга делится на 6 частей:

1) Пролог: провозглашение тщетности всего в мире («суета сует», Еккл.1:1–11);

2) суетность наслаждений, труда и мудрости (Еккл.1:12–2:26);

3) тщетность всех усилий человека (Еккл.3:1–5:19);

4) ничтожность богатства и славы (Еккл.6:1–8:17);

5) участь человека (Еккл. 9:1–12:8);

6) эпилог, прославляющий Екклесиаста (Еккл.12:9–14).

Автор и датировка Екклесиаста Книги. Поскольку писатель назван в книге сыном Давидовым и царем Иерусалима (Еккл.1:1,12), в древности его отождествляли с Соломоном. Только в 17 в. *Гроций на основании замеченных им арамеизмов отнес книгу к более позднему времени. В дальнейшем даже такие консервативные экзегеты, как *Хенгстенберг, доказывали послепленное происхождение Екклесиаста Книги. В конце 19 в. еп. *Филарет (Филаретов) признавал, что вопрос о происхождении Екклесиаста Книги «остается открытым». Позднее *Мышцын писал: «Язык книги с несомненностью показывает, что она явилась уже после Плена Вавилонского». Эпилог, который смягчает основную тональность книги, протопр. А.Князев и другие экзегеты приписывают «благочестивому иудейскому комментатору» (что, однако, не ставит под сомнение каноничность книги в целом).

По мнению большинства комментаторов, Екклесиаста Книга могла быть написана около 300, поскольку вера в воскресение появилась именно в 4 в.

Новый русский перевод. Екклесиаста Книги сделан *Дьяконовым И., БВЛ, т.1.

Святоотеческии комментарии: свт. *Григорий Нисский, Точное истолкование Экклесиаста Соломонова, Твор., М.,1861, ч.2; свт. *Дионисий Великий, Толкование на начало Книги Екклесиаста, Твор., Каз.,1900; блж.*Иероним (Стридонский), Толкование на Книгу Екклесиаста, Твор., М., 1880, ч.6.

ЕЭ, т.9, с.597–607; К-н Н., Основная идея Книги Екклесиаст, ВиР, 1913, №1,2; прот.*Князев А., Ветхий Завет: Учительные книги, Париж, 1952; *Мышцын В., Очерк содержания Книги Экклесиаста, ВиР, 1894, №11; его же, Книга Екклесиаста, ТБ, т.5, с.1–36; НЭС, т.17; *Олесницкий М.А., Книга Екклезиаст, К.,1873; прот. Поспелов И.Г., О русском переводе Книги Екклесиаст, ПТО, ч.22, 1863; свящ. Преображенский Ф., Суета сует: К вопросу о Книге Екклесиаст, ЧОЛДП, 1894, №5/6; Стрендж М., Книга Иова и Книга Екклесиаста, 1968 (Ркп. МДА); Титлинов Б., Отличие учения Екклесиаста о суете жизни от современных пессимистических воззрений на жизнь, ВиР, 1901, №19; *Фаррар Ф.В., Соломон, его жизнь и время, пер. с англ., СПб., 1900; архим.*Филарет (Филаретов), Происхождение книги «Екклесиаст», К.,1885; *Якимов И.С., О происхождении Книги Екклесиаста, ХЧ, 1887, №3/4; Childs., p. 580; Glasser E., Le procès du bonheur par Qohelet, P.,1970; McNeile A.H., An Introduction to Ecclesiastes, Camb., 1904; Proverbs. Ecclesiastes, ed. by R.B.Y. Scott, Garden City (N.Y.), 1965 (в книге дана подробная библиография на иностранных языках. См. также статьи: *Соломоновы писания; *Учительные книги Ветхого Завета.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle