прот. Александр Мень

Источник

Е́здры 1–3 Кни́ги

Е́здры 1–3 Кни́ги. Ветхозаветные писания, носящие имя деятеля эпохи Реставрации Ездры.

1 Книга Ездры входит в число *Исторических книг ветхозаветного канона и помещается после 2 Книги Паралипоменон. Первоначально она, скорее всего, составляла одно целое с Книгой Неемии, которая стоит непосредственно вслед за 1 Книгой Ездры. Обе священные книги частично написаны от лица главных героев – Ездры (евр. עזדא, эзра́) и Неемии (евр. נחמיה, нехемйа́), а частично от лица повествователя-«летописца». Некоторые разделы 1 Езд. написаны на арамейском языке. 1 Езд. имеет 10 глав, а Неем. – 13.

а) Содержание и композиция. По содержанию и стилю 1 Езд–Неем примыкают к 1–2 Пар. и являются их продолжением. Автор 2 Пар. заканчивает свое повествование эдиктом персидского царя Кира, который разрешил всем вавилонским пленникам, в т. ч. и иудеям, вернуться на родину (538). 1 Езд. начинается с изложения текста этого эдикта, причем почти дословно повторяет эпилог 2 Пар. В 1 Езд. рассказывается о возвращении первого потока репатриантов под водительством князя Шешбацара (1Езд.1–2); о деятельности князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса и пророков Аггея и Захарии по восстановлению Иерусалима и Храма (1Езд.3–6); о реформе священника Ездры, который, получив полномочия от персидского царя, установил в Иерусалиме иерократический порядок и заставил его жителей обособиться от язычников (1Езд.7–10). В Неем. повествуется о сановнике персидского царя иудее Неемии, который, видя бедственное положение Иерусалима, отправился на родину и восстановил стены города, несмотря на противодействие самарян (Неем.1–7); излагается содержание реформы Ездры, который призвал народ к покаянию и принял от него клятву на верность Закону Моисееву (Неем.8–10); рассказывается о заселении Иерусалима, освящении его стен и последующих преобразованиях Неемии (Неем.11–13).

б) Авторы и датировка. По традиции 1 Езд. и Неем. приписывались лицам, указанным в заглавиях, однако, как отмечал в 1906 русский библеист *Рыбинский, «вопрос о происхождении Книг Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в Предании» (ТБ, т.3, с.198–199). Те части текста, где Ездра и Неемия говорят от своего имени, признаются сегодня всеми экзегетами за их подлинные произведения, но несомненное родство 1 Езд. – Неем. с 1–2 Пар. указывает на то, что в окончательной форме книги сложились как заключительная часть всего корпуса *Хрониста (ок.300 до н.э.).

в) Роль реформаторов. Значение книг 1 Езд. – Неем. Бедственное положение репатриантов было великим испытанием их веры. Они надеялись, что пророчества о явлении Бога исполнятся немедленно по возвращении, но вместо этого их ждали разоренная страна, сильные враги, голод и лишения. Надежда на Бога поколебалась. Люди стали забывать не только свою веру, но и язык, постепенно смешиваясь с соседними племенами. Кратковременный подъем духа, связанный со строительством Второго Храма, сменился унынием и маловерием (см. статью *Малахии пророка Книга). Только несокрушимая вера Неемии, Ездры и их сподвижников помогла вывести ветхозаветную Церковь из состояния упадка. В целях защиты и сохранения Общины ее жизнь была перестроена. Община должна была стать союзом людей, вся жизнь которых подчиняется установлениям Закона. Закон стал своего рода религиозно-общественной конституцией Израиля. Отсюда ведет свое начало *иудейство, оградившее себя «стеной Закона» от языческого мира. Меры Ездры и Неемии были жесткими и подчас противоречили универсализму пророков. Но, поскольку необходимо было заново начать воспитание народа, они оказались исторически оправданными. Таким образом, законническая форма устройства жизни, древняя и несовершенная, стала инструментом и орудием Домостроительства Божьего. Когда человек оказывается неспособным пойти на риск свободы, он должен подчиниться правилам и канонам (см. статью *Закон и законничество). Тенденциям Ездры и Неемии противостояли идеи последователей пророков (см. статьи: *Руфи Книга; *Ионы пророка Книга), но их провозвестие не смогло бы дать всходы без надежного панциря Закона. В итоге плоды деятельности реформаторов оказались двойственными. С одной стороны, они сформировали церковный строй иудейства, который сделал возможным последующее развитие Общины, а с другой – они сделали ее невосприимчивой к духу евангельской свободы, изолировав ее от мира и подчинив уставному благочестию.

г) Проблема хронологии 1 Езд. – Неем. является одной из трудноразрешимых. Сами книги дают следующий порядок событий. В 458, на седьмом году правления Артаксеркса I, в Иерусалим прибывает Ездра (1Езд.7:6–7); он сразу же проводит свою реформу и отделяет Общину от язычников. Только в 445 прибывает Неемия и восстанавливает стены города. Затем Ездра читает перед народом Закон и провозглашает устав иудейской общины. В 1890 католический библеист *Хоонакер предложил иную реконструкцию хронологии 1 Езд. – Неем. на основе самого текста. Когда прибыл Ездра, стены города, очевидно, уже были построены и жители вернулись из пригородов в Иерусалим (1Езд.9:9; 10:1). Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, не упоминает о Ездре. А.Хоонакер выдвинул гипотезу, что «седьмой год Артаксеркса» относится не к Артаксерксу I, а к Артаксерксу II Мнемону (404–359/8) и, следовательно, Ездра прибыл в Иерусалим около 397. Но из *Элефантинских папирусов стало известно, что в это время Неемии уже не было в Иудее, а областью управлял наместник Багой. Поскольку Неемия лично присутствовал при чтении Закона Ездрой (Неем.8:9), современные экзегеты предположили, что первоначально в рукописи и был указан не 7-й, а 37-й год правления. В этом случае хронология событий могла быть такова: 538 – Возвращение первого каравана переселенцев (Кир Ахеменид (ум.530); Камбис (530–522)

515 – Освящение Второго Храма (Дарий I Великий (522–486)

486 – Донос самарян на иудеев Ксеркс I (486–465; в Библии – Ахашверош)

464 – Прекращение строительства стен Иерусалима

445 – Прибытие Неемии (Артаксеркс I (465–423)

428 – Прибытие Ездры

Дорошкевич С., Хронология книг 1-й Ездры и Неемии, ХЧ, 1886, ч.II, №7/8; *Казанский П.И., Иудеи по возвращении из плена Вавилонского, ЧОЛДП, 1876, №5; архим. Митрофан, О восстановлении Второго Храма Иерусалимского, ПС, 1866, ч.2; его же, Об устройстве Второго Храма Иерусалимского и превосходство его над Первым, ПС, 1866, ч.3; Мориарти Л., Книги Ездры и Неемии, 1965 (Ркп. МДА); свящ.*Побединский-Платонов И.И., Состояние иудеев при персидских царях и потом под властью Александра Македонского и его преемнников, ДЧ, 1874, ч.2, №5–8; Попов В.Д., Ездра – Нехемия или Нехемия-Ездра?, ХЧ, 1904, № 10,12; его же, Возвращение иудеев из Плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим, К., 1905; *Рыбинский В.П., 1-я книга Ездры, ТБ, т.3, с.203–38; его же, Книга Неемии, ТБ, т.3, с.239–89; *Юнгеров П.А., Происхождение и историчность книг Ездры и Неемии, ПС, 1905, ч.3; Luck G.C., Ezra – Nehemiah, Chi., 1961; The Books of Ezra – Nehemiah, With a Commentary by B. Vawter, N.Y., 1971; *Torrey C.C., Ezra Studies, N.Y., 1970; *Vauxde R., Les Décrets de Cyrus et de Darius sur la Reconstruction du Temple, RB, v. 46, 1937; прочую библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, p.246. См. также литературуру к статье *Второго Храма период.

2 Книга Ездры принадлежит к числу *неканонических книг Ветхого Завета. В *Ватиканском кодексе и других древних рукописях Библии она называется 1 Книгой Ездры, поскольку стоит перед канонической 1 Езд. Такое положение книги объясняется ее содержанием, т. к. повествование ее начинается с периода более раннего, а именно с 622, – времени реформы царя Иосии – и доводится до реформы Ездры. В целом 2 Езд является *девтерографом по отношению к 2 Пар и 1 Езд – Неем.

Самостоятельная часть книги – рассказ, написанный в духе *мудрецов писаний (2Езд.3:1–5,6). Согласно ему, трое телохранителей царя Дария спорят о том, что сильнее всего на свете. Один утверждает, что сильнее всего вино, другой – что царь, а третий называет женщин, но добавляет, что над всем одерживает победу истина. Царь обещал награду победителю в споре; тот же попросил у него разрешения отстроить разоренный Иерусалим. Смысл мидраша заключается в том, что справедливость и истина идут рука об руку. 2 Езд. написана не позже 1 в.н.э., т. к. на нее ссылается *Иосиф Флавий. Хотя цитаты из нее нередки у св. отцов, она не была включена в канон, даже расширенный, принятый в западной традиции вследствие решений *Тридентского собора.

*Рыбинский В.П., Вторая Книга Ездры, ТБ, т.3, с.290–323; Шарапов А.С., Вторая Книга Ездры, Серг. Пос., 1910; библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, р. 536.

3 Книга Ездры (в *Вульгате – 4 Езд., т. к. там книга Неемии названа 2 Книгой Ездры) – неканоническая книга. По общему мнению экзегетов всех конфессий, 3 Книга Ездры написана в 1 в. н.э. (скорее всего, после разрушения Храма Титом). В ней содержится рассказ о семи видениях, в которых раскрываются тайны Божественного Промысла. По своему характеру эта книга апокалиптична. Она призвана была объяснить иудеям причины катастрофы 70 г. 3 Езд., по словам *Буйе, «уже содержит учение о первородном грехе, настолько близкое к тому, которое апостол Павел изложил в 5-й главе Послания к Римлянам, что это место принимали даже за христианскую вставку. Более вероятно, что эта аналогия объясняется общим источником, в особенности если этот апокалипсис вышел (как это, по-видимому, и было) из окружения Гамалиила, в котором также апостол Павел получил свое первоначальное религиозное образование» (Буйе Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965). В книге есть таинственное упоминание о Мессии, который назван Сыном Божьим. Говорится, что Он будет царствовать 400 лет, а после этого умрет. И только тогда наступит Суд (3Езд.7:28–34). Имя «Иисус», которое дается Мессии, по мнению всех комментаторов, вставлено христианским переписчиком.

3 Езд., возможно, была написана на еврейском или арамейском языке, но сохранилась только в латинском переводе. Книга является историческим памятником, который характеризует религиозные чаяния иудейства в период отделения от него христианской Церкви.

Аболенский Н., Третья книга Ездры, ТБ, т.12, с.223–341; Бухарев А.М., Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3-й кн. Ездры, М., 1864; Шавров М.В., О Третьей книге Эздры, СПб., 1861. Библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, p.536.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle