прот. Александр Мень

Источник

Елео́нский

Елео́нский Федор Герасимович (1836–1906), русский православный специалист по ветхозаветной библейской истории и истории Библии. Родился в Нижегородской губернии в семье диакона. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1863). Преподавал в Рижской, Казанской, Литовской Духовных семинариях, а с 1870 – в СПбДА, где состоял доцентом, а затем экстраординарным профессором (1875) кафедры библейской истории. В 1884 после защиты докторской диссертации «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» (СПб., 1884) получил звание ординарного профессора. Принимал участие в подготовке к изданию «Православной богословской энциклопедии» и цикла толкований на Ветхий Завет («Толкование на Книгу св. пророка Исайи», совместно с И.Г.*Троицким и *Якимовым, ч.1–3, СПб., 1883–1895). Последние годы жизни занимался патристикой, в частности перевел ряд творений свт.*Иоанна Златоуста. Как отмечал священник В.Воронцов, труды Елеонского отличала не только громадная эрудиция, но и писательский талант.

Елеонский ценил исследования западных библеистов и широко ими пользовался. Он сетовал на то, что наука о Священном Писании «продвигается у нас особенно медленно», но при этом был убежден, что православным экзегетам нет нужды слепо следовать за «немцами», повторяя сказанное ими «без продумывания и без проверки оснований». Его взгляд на будущее библейской науки в России был оптимистичен. «Запасаясь теми знаниями, какими располагает современная наука, – писал Елеонский, – пользуясь опытами других и вразумляясь их ошибками, мы должны самостоятельно потрудиться на этом поприще. При всей разрыхленности библейской почвы разными точками отправления и научными приемами библейская истина не утратила своего неизменно благотворного влияния на христианскую душу, как скоро она искренне и с усилием начинает трудиться над ее усвоением».

Елеонский сознательно избрал темой докторской диссертации «белое пятно» библ. истории – 400-летнее пребывание потомков Иакова в Египте, период, о котором в Библии сказано очень мало. Привлекая исчерпывающий по тем временам материал, историк пытался реконструировать и описать религиозно-общественное состояние израильтян в стране фараонов. Работе предшествовало серьезное текстуально-критическое исследование, в результате которого Елеонский отдал предпочтение *масоретскому тексту (в главах, касающихся его темы). В труде уточнено географическое положение земли Гесем (Гошен) и ряда египетских городов, а также сделан вывод, что влияние язычества на израильтян не было абсолютным. Хотя, как отмечает автор, «в египетских памятниках доселе не открыто прямых и несомненных указаний на живших в Египте израильтян», косвенные же данные египтологии подтверждают историчность сказаний Библии.

Прочие работы Елеонского шли в четырех направлениях:

1) создание общего курса ветхозаветной истории (текст лекций по этому курсу за 1876/77 учебных год остался в рукописи);

2) разбор спорных гипотез немецкой протестантской критики;

3) сопоставление библейского материалов с древневосточными памятниками;

4) история *церковно-славянских и *русских переводов Библии.

Состояние истории ветхозаветной Церкви в современной протестантской литературе, ХЧ, 1870, № 10; Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятикнижия, СПб., 1875, вып.1; Теократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия, ХЧ, 1875, ч.II; Постановление Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения, там же, №9/10; Судебное устройство по законам Пятикнижия, там же, № 11; Отрывки из вавилонско- ассирийских сказаний о первобытных временах, ХЧ, 1877, ч.II; О ветхозаветном священстве, ХЧ, 1879, ч.II; Египетское сказание о потопе, ХЧ, 1883, № 4; Происхождение Юбилея, ХЧ, 1885, ч.II; Важнейшие задачи при научном рассмотрении библейских событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте, СПб., 1886; Результаты новых изысканий в заиорданской Палестине и Северной Сирии, СПб., 1886; Филологические услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг, ХЧ, 1889, № 11/12; К вопросу о Книге пророка Софонии, ХЧ, 1898, ч.II; Разбор мнений т. н. высшей критики о ветхозаветной истории, ХЧ, 1899, №7,12; Отечественные труды по изучению Библии в XIX в., ХЧ, 1901, ч.1, 1902, ч.1; Примеры сделанных елисаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной славянской Библии, не служащих к его усовершенствованию, ХЧ, 1902, №6; По поводу 150-летия Елисаветинской Библии, СПб., 1902; Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила, ХЧ, 1903, №4; Разбор приводимых отрицательных критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева, ХЧ, 1903, №9; Следы влияния еврейского текста и древних, кроме 70-ти, переводов на древнейший славянский перевод Библии, СПб., 1905; Кому обязан своим происхождением древнеславянский перевод некоторых мест ветхозаветного текста, сделанный с еврейского?, ХЧ, 1905, №10,11; статьи в ПБЭ: Амос, т.1, с.619–629; Библия в России, т.2, с.490–544; Библейские о-ва в России, т.2, с.575–597; и др.

Аквилонов Е., Речь при отпевании почетного члена СПбДА, заслуженного профессора Ф.Г.Елеонского, ЦВ, 1906, №46; И.У., Профессор Ф.Г.Елеонский (Некролог), там же; ПБЭ, т.5, с.396–397.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle