прот. Александр Мень

Источник

Дроздо́в

Дроздо́в Николай Михайлович (1849–1920?), русский православный библеист и филолог, доктор богословия. Родился в Рязанской губернии в семье священника. Окончил Киевскую Духовную академию (1876), где с 1883 состоял профессором кафедры латинского языка. Принимал участие в переводе трудов блж.*Иеронима.

Магистерская работа Дроздова «Исторический характер Книги Иудифь» (ТКДА, 1876, №4,5) была написана в духе умеренного критицизма. Автор стремился избежать двух крайностей, которые обычно проявлялись в суждениях о Книге Иудифи: либо считали ее целиком достоверной, либо полностью отрицали в ней историческое ядро. По определению Дроздова, Книга Иудифи – «не чисто историческое и не чисто поэтическое произведение». В ней «главные черты заимствованы из действительной жизни, но при изложении исторического материала допущены с особой целью аллегорические приемы, изменения собственных имен и тому подобные отступления от действительности». Археологические открытия более позднего времени подтвердили эту точку зрения (см.статью *Иудифи книга).

Основным трудом Дроздова стала его докторская диссертация «О происхождении Книги Товита» (К., 1901), которая сначала печаталась отдельными главами в Трудах Киевской Духовной академии (1884, №6; 1900, №9; 1901, №1, 2).

Автор поднял огромный сравнительный материал (памятники, характеризующие учение *маздеизма, сказание об Ахикаре и др.), провел текстуальный анализ Книги Товита по древним рукописям, систематизировал свидетельства об этой книге древних толкователей и исследователей Нового времени. Выводы Дроздова свелись к трем пунктам: 1) оригинал Книги Товита был написан на *арамейском языке; ближе всего к нему стоит греческий перевод; 2) книга отражает действительные события; 3) первые 13 глав книги написаны самим Товитом, гл. 14 – другим лицом. Следует отметить, что, хотя датировка книги, предложенная Дроздовым, сейчас никем из библеистов не разделяется (см. статью *Товита Книга), труд его сохраняет большое значение.

Дроздов неоднократно указывал, что русская православная библеистика уже достигла той степени зрелости, когда она в состоянии сказать свое собственное слово. Труды Дроздова, отмеченные эрудицией и глубиной анализа, сами по себе доказывают правоту его убеждения.

К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии, ТКДА, 1896, №8; В защиту свободного научного исследования в области библиологии, ТКДА, 1902, №10,11.

*Мышцын В.Н., Рецензия на кн.: [Дроздов Н.М., О происхождении Книги Товита, К., 1901], БВ,1902, №5; его же, О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения. Ответ проф. Дроздову, БВ, 1902, №12; ПБЭ, т.5, с.47–48.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle