Дуали́зм
Дуали́зм (от лат. dualis – двойственный), религиозное и философское учение, которое усматривает в основах бытия существование двух равноправных противоположных начал. В плане этиологическом Дуализм исходит из наблюдения над феноменами природы (ночь и день, холод и зной, жизнь и смерть, мужчина и женщина и т. д.); в плане психологическом он связан с представлениями об отце и матери, переносимыми на природный и божественный мир; кроме того, законами психологии объясняются бинарные структуры мифов (см. статьи: *Миф и Библия; *Структуралистское толкование Библии); в плане социальном Дуализм нередко выводят из противостояния кочевников и оседлых народов, «своих» и «чужеземцев».
Богословское Обоснование Дуализма опирается на идею отпадения мира от Бога, где неизбежной становится борьба противоположных начал. В истории религий Дуализм проявляется в двух главных формах:
1) признание двух взаимодополняющих высших начал (китайские Ян и Инь, божество Отец и божество Мать в языческой мифологии);
2) вера в два равноправных начала, находящихся в борьбе между собой. Последняя форма – наиболее распространенная на *Древнем Востоке и в Древней Греции (боги *хаоса и боги созидания в мифах Месопотамии и Ханаана, хтонические божества и олимпийцы у греков, Агура-мазда и его соперник в маздеизме). Разновидность Дуализма представляют собой гностические учения, резко противопоставляющие материю и дух. Их доктрины получили развитие в средневековых религиях и сектах (*манихейство, богомильство, катаризм). В Библии содержатся многочисленные дуалистические реминисценции (образ левиафана как чудовища хаоса, свет и тьма, добро и зло, правда и беззаконие), но Писание никогда не переносит Дуализм в сферу божественного. Противоположности не выходят за грани тварного мира.
• Светлов Э. [прот. Мень А.В.], Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; ODCC, р. 428; RGG, Bd.2, S. 272.