Древнеевре́йский язы́к
Древнеевре́йский язы́к, на котором написано подавляющее большинство книг Ветхого Завета. В библейские времена он именовался «ханаанским» (Ис.19:18) и «иудейским» (Ис.36:11). Одной из отличительных его особенностей является устойчивость в грамматическом отношении на протяжении многих веков и отсутствие ясно выраженных диалектов. Тем не менее в Ветхом Завете можно различить части архаичные, классические и более поздние, арамеизированные. Существенные изменения, произошедшие в поздний период, позволяют выделить «среднееврейский» язык, к которому обычно относят *кумранские тексты и тексты *Талмуда. После окончательного уничтожения иудейского государства императором Адрианом (2 в. н.э.) Древнееврейский язык в своей «средней» форме сохранился как культовый. Язык «иврит», принятый в современном Израиле, еще более отдалился от Древнееврейского языка вследствие модернизации.
Произношение в Древнееврейском языке имеет в настоящее время два варианта (различие их сводится главным образом к огласовке): «ашкеназский», закрепившийся у евреев в Северной, Восточной и Западной Европе, и «сефардский», употреблявшийся в Южной Европе, более близкий к древнему произношению, но не тождественный ему.
В святоотеческой литературе высказывалось мнение, что Древнееврейский язык – первый по времени язык человеческого рода или что он был дан народу Самим Богом через Моисея (*Ориген, блж. *Феодорит Киррский), однако существовали и возражения против подобной точки зрения (свт.*Григорий Нисский). В настоящее время установлено, что Древнееврейский язык происходит от общесемитского корня и родствен языкам финикийцев, вавилонян, ассирийцев, арабов и сирийцев. Он принадлежит к северо-западной ветви этих языков, а именно к ее ханаанской семье.
Древнееврейский язык был усвоен предками израильтян, вероятно, в эпоху обитания патриархов в Палестине (19–18 вв. до н.э.). Таким образом, он не был их первоначальным языком и поэтому именовался «ханаанским». Несмотря на относительную непрочность племенной «амфиктионии, Древнееврейский язык, по мнению *Велласа, обрел единство еще до того, как стал литературным языком. «Алфавит Древнееврейского языка консонантный, т. е. включает только согласные (22 буквы); значки для гласных были введены в 6–7 вв. н.э. масоретами. Как правило, корни слов состоят из трех согласных. От глаголов 3-го лица ед. числа совершенного времени (каль) производятся все части речи (за исключением местоимений). Среднего рода в Древнееврейском языке нет; кроме единственного и множественного числа есть число двойственное. Глагол имеет семь основных залогов и несколько дополнительных, которые употребляются редко.
По словам *Шатобриана, Древнееврейский язык «сжатый, выразительный, почти лишенный глагольных окончаний, передающий два десятка оттенков мысли изменением одной-единственной буквы, являет собой наречие народа, замечательным образом сочетающего в себе первозданную простоту с глубоким знанием людей». Отвлеченные идеи с трудом передаются на Древнееврейском языке, ему свойственны лапидарность и конкретная образность. Существует глубокое соответствие между ним и библейской ветхозаветной мыслью.
• *Гезениус В.Ф.Г., Еврейская грамматика, пер. с нем., СПб.,1874; *Дьяконов И.М., Языки древней Передней Азии, М.,1967; ПБЭ, т.5, с.218–222; *Троицкий И.Г., Грамматика еврейского языка, СПб.,19082; Троицкий М., Краткая грамматика древнееврейского языка, Одесса, 19012; *Штейнберг О.Н., Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгах Ветхого Завета, т.1–3, Вильна, 1878–1881; *Barr J., The Semantics of Biblical Language, L., 1983; Driver G., Problems of the Hebrew Verbal System, Edin., 1936.