Дре́вний Восто́к
Дре́вний Восто́к и Библия. Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древнего Востока, Э.*Майе и *Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета.
Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тыс. до н.э. и 4 в. до н.э., когда пала последняя древневосточная (Персидская) держава.
1. Первые сведения о Древнем Востоке. Европа получила только из Библии и из сочинений античных писателей, но за последние 150 лет археология как бы воскресила наследие великих угасших культур. Были раскопаны древние города, найдены памятники религиозной и светской литературы, восстановлена (хотя далеко не полностью) картина многовековой, богатой событиями истории Древнего Востока. Находки новых памятников постоянно продолжаются (только в 20 в. были открыты Хеттская, Древнеанатолийская, Угаритская, Эблаитская, Дильмунская и другие цивилизации Древнего Востока).
2. Библейский мир невозможно отделить от древневосточных культур, особенно тех, что существовали в районе «Плодородного полумесяца», между Египтом и Месопотамией. В политическом и культурном отношении Палестина представляла собой часть Древнего Востока. Международная жизнь и торговля, формы хозяйства и социальные порядки, литература и обычаи – все это (несмотря на примитивные средства сообщения) связывало между собой страны Древнего Востока.
С формальной точки зрения Библия является произведением древневосточного круга, хотя судьба ее оказалась уникальной. Слово Божие, входя в мир человека, отражается в той конкретной среде, к которой оно обращено. А эта среда носила древневосточный характер. Поэтому изучение Древнего Востока необходимо для правильного понимания языка, мышления и понятий священных авторов, а также для достоверного и конкретного восстановления исторического фона священной истории спасения, предварившей явление Богочеловека. Изучение Древнего Востока имеет и апологетическое значение для библеистики, т. к. подтверждает многие исторические сообщения Ветхого и Нового Завета; в то же время востоковедение внесло ряд уточнений и поправок в старые представления о ходе ветхозаветной истории.
3. Культура Месопотамии (ныне Ирак), которую условно было принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнееврейской и наложила на нее определенный отпечаток. Именно в странах Двуречья число 7 было священным; оттуда, по-видимому, происходит название субботы. *Дуализм водного *хаоса и божественного порядка и другие элементы сказаний Двуречья в какой-то мере повлияли на форму начальных глав Книги Бытия. С Вавилоном связаны сказания о *Потопе и башне. Есть основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. «По общему ходу культуры, – замечает *Гункель, – и по аналогии с историей Творения и Потопа нужно признать, что еврейское предание возникло из вавилонского». Если учесть, что Авраам и его предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской культуры представляется естественным. Однако оно не носило столь всеобъемлющего характера, как это пытались изобразить Фридрих *Делич и сторонники *панвавилонизма. Вообще в допленный период история Ветхого Завета пересекается с Двуречьем преимущественно в сфере политической (ассирийские завоевания, союз Езекии с Вавилоном). В эпоху же Плена, когда ядро народа Божьего оказалось переселенным в халдейскую столицу, его верования и священная письменность были уже достаточно сложившимися, поэтому влияние Вавилона было поверхностным.
4. С Египтом Израиль граничил почти непосредственно; их отделяла лишь Синайская пустыня, которую можно было обойти, двигаясь вдоль Средиземного моря через землю филистимлян. Вопрос, насколько повлияла культура египтян на Израиль в период его долгого пребывания в Дельте, считается открытым. Есть отд. сходство между Моисеевым монотеизмом и солярным монотеизмом царя Эхнатона (14 в. до н.э.). Эхнатоновский гимн Солнцу имеет точки соприкосновения со 103-м псалмом (см. статью *Амарнский период). Из Библии известно, что Моисей был воспитан у египтян и мог познакомиться с монотеистическими исканиями жрецов. Отмечалось, в частности, что в одной из египетских космогоний первичной стихией является, как и в Библии, водная бездна. *Тураев усматривал в мемфисском богословском трактате домоисеева времени прообразы учения о творческом Слове Божием. Несомненно, что сословие писцов (евр. סופרים, софери́м), которое появилось при Соломоне, имело в качестве образца подобное же сословие в Египте. Есть буквальные совпадения между некоторыми изречениями Притчей Соломона и египетского моралиста Аменемопе. Политически Египет чаще всего выступал союзником иудеев против Ассирии и Вавилона, хотя два раза ненадолго подчинял Палестину (при Шешонке I в 10 в. до н.э. и при Нехо II в конце 7 в. до н.э.). Египетское влияние больше всего сказалось на архитектуре и искусстве допленного периода (это видно из материалов раскопок), но это влияние шло косвенным путем, через финикийские каналы.
5. Финикийцы и хананеи (представлявшие собой фактически единый этнос) оказали наибольшее влияние на израильтян во времена судей и ранней монархии. Это влияние было двойственным: с одной стороны, оно помогло сложиться поэтической культуре древнего Израиля (о чем говорит художественное родство ханаанской поэзии и псалмов), а с другой – было постоянным соблазном, питавшим языческие склонности народа (см. статью *Угарит).
6. Длительное персидское господство также не прошло бесследно. Хотя оно не затрагивало прямо религиозной жизни народа, косвенно в иудейское сознание проникал иранский дуализм, ангелология и демонология (это особенно сказалось на апокалиптической литературе и *кумранских текстах).
7. Однако гораздо важнее этих точек пересечения Ветхого Завета и древневосточной культуры было то противостояние языческому миросозерцанию, которое мы находим в Библии. «Христианское богословие слагалось в борьбе с ересями, – писал *Трубецкой. – Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством – иноземного и отечественного происхождения. Единство Ягве, Его всемогущество, сила и слава – вот содержание как положительного учения о Боге, так и зарождающейся полемики и апологетики» («Учение о Логосе», с. 245).
Миросозерцание Древнего Востока было мифологическим: народы Востока не ощущали себя отделенными от природы; природа в их глазах была насыщена высшими и низшими силами, обладающими волей (доброй или злой). Весь космос воспринимался как замкнутая, завершенная, устойчивая система, частью которой был человек. В его задачу входило лишь поддерживать своими силами (обрядами, правилами, табу и пр.) единый космический порядок. В учении библейских пророков, начиная с Моисея, Бог открывается как Святой, запредельный миру. Природу наполняет лишь Его отблеск («Слава»). Важнейшие же Свои деяния Он совершает в истории человечества. Человек занимает исключительное место в творении, он не просто часть его, но и «образ» Бога. Он призван «господствовать» над природой. Его слабость проявляется лишь тогда, когда он отпадает от Творца (см. статью *Природа в Библии). Человек свободен в выборе пути даже перед лицом Божиим. Бог ждет от него добровольного ответа на призыв, призыв к соучастию в божественном Домостроительстве (в этом смысл Завета). Мир в библейском учении – не завершенная и закрытая система; он открыт к бесконечному восхождению, которое имеет целью полное осуществление божественной воли (Царство Божие). Все это образует пропасть, отделяющую миросозерцание Древнего Востока от Библии, несмотря на то, что она зачастую говорит древневосточным языком. Как отмечал в этой связи Вл. *Соловьев, важны не камни, из которых строится здание, а само здание, его план и форма. Показательно, что именно Гункель, ученый, больше всего сделавший для выявления древневосточных влияний в Библии, вынужден был признать, что мифопоэтический материал Востока священные писатели очистили, преобразили и сделали средством для передачи учения, в корне отличного от тех, что бытовали на Древнем Востоке.
■ Поэзия и проза Древнего Востока, БВЛ, т.1; Хрестоматия по истории Древнго Востока, под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера, М.,1963; Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, пер. с древнемалоазиатского языка, М., 1977; Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза, М.,1978; Хрестоматия по истории Древнего Востока, ч.1–2, под ред. М.А.Коростовцева и др., М.,1980; Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии, пер. с аккад., М.,1981; Pritchard J.B., The ancient Near East: an antology of Texts and Pictures, Princeton, 1958.
• Белявский В.А., Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М.,1971; Бернхардт К.Х., Древний Ливан, пер. с нем., М.,1982; Варга Д., Древний Восток, пер. с венг., Будапешт, 1979; В преддверии философии, пер. с англ., М.,1984; Заблоцка Ю., История Ближнего Востока в древности, пер. с польск., М.,1989; ИВЛ, т.1; История древнего мира, под ред. И.М.Дьяконова и др., т.1,3, М.,19832; История Древнего Востока, ч.1–2, М.,1983–1988; Источниковедение истории Древнего Востока., под ред. В.И.Кузищина, М.,1984; Кленгель-Брандт Э., Путешествие в древний Вавилон, пер. с нем., М.,1979; Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии, М.,1983; Коростовцев М.А., Религия древнего Египта, М., 1976; Культура древнего Египта, отв. ред. И.С.Кацнельсон, М.,1976; Литература Древнего Востока, под ред. Н.И.Конрада, М.,1971; Оппенхейм А.Л., Древняя Месопотамия, пер. с англ., М., 980; ПБЭ, т.5, с.281–294; Садаев Д.Ч., История древней Ассирии, М.,1979; Светлов Э. (прот. Мень А.В.), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971; его же, Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972; см. также библиографию к статьям: *Археология библейская; *Панвавилонизм в библеистике; *Угарит; *Эбла.