Диони́сий Ареопаги́т
Диони́сий Ареопаги́т (Διονύσιος ’Αρεοπαγίτης), древнехристианский богослов. Его книги написаны от лица афинянина Дионисия, обращенного апостолом Павлом (Деян.17:34). Однако с 16 в. (в результате трудов *Эразма Роттердамского и других филологов) утвердилось мнение, что Дионисий Ареопагит – это псевдоним. В настоящее время считают, что автором книг Дионисия Ареопагита был греческий или сирийский монах, живший на рубеже 5–6 вв. Некоторые ученые отождествляют его с грузинским мыслителем Петром Ивером.
Труды Дионисия Ареопагита представляют собой христианское переосмысление неоплатоновского *мистицизма в духе *апофатического богословия. Библейской тематике посвящено «Послание к Титу о том, что такое Дом Премудрости, что – чаша и что еда ее и питье» (9-е из десяти посланий, приписываемых Дионисию Ареопагиту). В нем автор рассматривает особенности библейского символизма. Поскольку глубина истины неизреченна, священные писатели принуждены были обращаться к «условным знакам». Ими и являлись образы Писания, взятые из чувственного мира (таковы образы из Песн. и Притч.).
Толкователь, по словам Дионисия Ареопагита, должен проникать «внутрь священных символов», которые являются «оттисками Божественных начертаний и преславных видений». Та же мысль проводится Дионисием Ареопагитом и в книге «Об именах Божьих». Хотя сущность Божества абсолютно запредельна миру, Его отношение к твари познаваемо, что обозначается в Библии различными *именами Божьими. «Богословы, – пишет Дионисий Ареопагит, – почитают не только те Божественные имена, которые имеют своим источником полные или частичные проявления Промысла или промышляемого, но и те, которые иногда происходят от некоторых божественных видений, которые в священных храмах или в ином месте где-либо озарили посвященных или пророков, и на основании многих причин и сил дают имена этому пресветлому и сверхименуемому Благу, облекая Его в человеческие или огненные или лучезарные формы и изображения» (I, 8).
Хотя в учении Дионисия Ареопагита библейский. историзм значительно ослаблен за счет платонизирующей идеи Вечности, Церковь всегда высоко ценила его труды. Он оказал большое влияние на многих византийских и западных богословов (напр., прп. *Максима Исповедника, прп. Иоанна Дамаскина, Николая Кузанского). Творения его были рано переведены на Руси и пользовались большим авторитетом.
♦ Migne. PG, t.3–4; в рус. пер.: К Тимофею о таинственном богословии, ХЧ, 1825, ч.ХХ; Письма, ХЧ, 1825, ч.XIX, 1838, ч.IѴ, 1839, ч.I; Книга о церковной иерархии, в книге: Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, СПб.,1855, т.1; О небесной иерархии, М.,1898, репр., М.,1994; О Божественных Именах, Буэнос-Айрес, 1957, репр. СПб.,1994; Антология мировой философии, т.1, ч.2, М.,1969; Прохоров Г.М., Послание Титу-иерарху Дионисия Ареопагита в слав. пер. и иконография «Премудрость созда себе дом», ТОДРЛ, т.38, 1985.
• Безобразов М.М., Творения св. Дионисия Ареопагита, БВ, 1898, №2; Нуцубидзе Ш.И., Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тбилиси, 1942; Скворцов К.И., Исследование об авторе сочинений, известных с именем св. Дионисия Ареопагита, К.,1871; свящ. Флоровский Г., Византийские отцы V-VIII вв., Париж, 1933; ФЭС, с.547 (там же см. основную библиографию на иностранных языках); ODCC, р.406–407.