Диодо́р
Диодо́р (Διόδωρος) Тарсийский, епископ (ок.330-ок.394), экзегет и богослов. Родился в Антиохии. Получил классическое образование в Афинах и богословское – под руководством *Евсевия Эмесского. Диодор отличался широкой эрудицией. Одно время он возглавлял монашескую общину в родном городе. Став пресвитером, прославился борьбой против арианства и аскетическим образом жизни. В 378 Диодор был поставлен епископом г. Тарса в Киликии и, по некоторым сведениям, митрополитом области. На него смотрели как на столп православия.
Антиохийская школа была фактически создана Диодором: среди учеников Диодора были свт.*Иоанн Златоуст, блж.*Феодорит Киррский и *Феодор Мопсуестский. Дружеские узы связывали его со свт.*Василием Великим. Однако некоторые христологические воззрения Диодора стали оспариваться вскоре же после его смерти. Особенно резко восставал против них свт.*Кирилл Александрийский. Постепенно из мерила правоверия в глазах многих Диодор превратился в еретика. Это привело к почти полной утрате большинства его сочинений.
Диодор составил комментарии на все книги Ветхого Завета, а также на четыре Евангелия, Деяния и 1 Послание Иоанна. Блж.*Иероним пишет, что существовали его комментарии на все послания (О знаменитых мужах, 119). Фрагменты его толкования на Послание к Римлянам были открыты К. Штаабом. Множество цитат из экзегетических трудов Диодора сохранились в *катенах. Один из утерянных трудов его назывался «О различии между созерцанием и аллегорией». Из всех уцелевших отрывков можно сделать вывод, что Диодор следовал буквальному пониманию Библии, не отрицая, что в некоторых случаях в ней присутствуют иносказания.
♦ Migne. PG, t.33; в рус. пер.: Книга против аполлинаристов, ХЧ, 1910, №2.
• ПБЭ, т.4, с.1073–1074; Спиридонов Д., К полемике Диодора Тарсийского с Аполлинарием Лаодикийским, ХЧ, 1910, №2; *Harnack A., Diodor von Tarsus, Lpz., 1901; Quasten. Patr., v.3, p.397–401 (там же см. библиографию на иностранных языках).