прот. Александр Мень

Источник

Диони́сий

Диони́сий (Διονύσιος) Великий, свт. (ок.190-ок.265), епископ Александрийский, отец Церкви, богослов и экзегет. Родился в богатой аристократической семье арабского происхождения; получил разностороннее домашнее образование в языческом духе. Обращению Дионисия в христианство способствовало чтение апостола Павла и знакомство с епископом Александрии. Крестившись, Дионисий стал учеником *Оригена. В начале 30-х гг. он был рукоположен и вскоре назначен руководителем катехизической школы (233). В 247 Дионисий становится епископом Александрийским, буквально накануне репрессий против христиан, начатых императором Децием. Когда Дионисий был арестован, крестьяне освободили его и, вопреки его воле, укрыли в безопасном месте.

В столицу Египта Дионисий, по всей вероятности, вернулся только в 251, когда гонения утихли. В это время святителю пришлось бороться с расколом Новациана, который требовал излишне суровых мер в отношении «падших» (т.е. отрекшихся из страха в дни преследований). Немало тревог принесли Дионисию хилиасты (в т. ч. епископ Непот), которые настаивали на буквальном толковании «тысячелетнего Царства Христова» в конце веков. Будучи сторонником аллегорического метода, Дионисий выступал против них, но в полемике проявил широту взглядов и терпимость. Миротворцем показал себя святитель и в спорах, действительно ли крещение, совершенное еретиками (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария отрицали).

В 257, во время гонения императора Валериана, Дионисий был отправлен в ссылку, которую использовал для проповеди среди язычников. После возвращения он принял участие в борьбе с ересями Савеллия и Павла Самосатского. Всего он занимал кафедру Александрии 17 лет.

Православная Церковь празднует память святителя 5 октября.

Экзегетические творения свт. Дионисия сохранились только в отрывках. «Толкование на Екклесиаста» (остались лишь фрагменты) написано в духе *парафраза и содержит главным образом нравственные поучения. Примечательно, что в этом труде Дионисий отходит от аллегоризма, в частности, толкуя Эдем как земное местопребывание первых людей. В отрывках «Толкования на Книгу Иова» Дионисий объясняет, почему змий (диавол) был назван «хитрым». По словам святителя, его лжемудрость уловляла лишь людей, которые еще не достигли совершенства. В комментарии на Гефсиманскую молитву Христа Спасителя Дионисий говорит: «Иоанн, записавший на память самые великие и божественные из речей и дел Спасителя, слышал от Него Самого следующие слова: “чашу, юже даде Мне Отец Мой, не имам ли пити ея?’’ А пить чашу значило исполнить служение и, проникшись изволением Отца, мужественно совершить все домостроительство искупления и пройти ужасные страдания <...> Матфей весьма ясно показывает, что хотя Он и просил, чтобы прошла мимо чаша, однако молился, чтобы это произошло не так, как Он сам хотел, но как хотел Отец. Согласно с этим следует понимать и слова, переданные Марком и Лукою». Таким образом, Дионисий стремился согласовать свидетельства *синоптиков с Евангелием от Иоанна.

Полемический труд «Об обетованиях», направленный против хилиаста Непота, цитируется у *Евсевия Кесарийского («Церковная история», VII, 24–25) и представляет собой святоотеческий образец библейской критики. Сравнивая Откровение и Евангелие от Иоанна, Дионисий признает *боговдохновенность этих книг, но доказывает, что их язык и стиль не позволяют приписать их одному автору. «Самый язык оправдывает предположение о различии Евангелия и Послания от Откровения. Первые написаны не только без ошибок против греческого языка, но и с особенным изяществом в выражениях при образовании умозаключений и при построении речи; в них весьма трудно найти какое-либо выражение иностранное или неправильное или вообще простонародное: видно, что писатель обладал и тем и другим разумом, так как Господь даровал ему оба – и разум ведения и разум речи. Я не отрицаю, что и тот (т.е. автор Апокалипсиса. – А. М.) видел Откровение, получил ведение и пророчество, но вижу, что речь и язык его не чисто греческие, но смешаны с речениями иностранными и по местам неправильными. Нет нужды указывать здесь на эти речения, ибо не с насмешкою, – да не подумает кто, – сказал я это, но только с намерением показать несходство этих сочинений» (Об обетованиях, фрагмент 5).

Иными словами, святитель допускал постановку исагогических вопросов (в частности, вопроса об *авторстве) независимо от веры в боговдохновенность и не посягая на нее.

Сохранились также небольшие фрагменты комментариев Дионисия на Деяния, Послание Иакова и Послание к Римлянам. Толкование на Песнь Песней, которое ему приписывали, очевидно, принадлежит другому экзегету.

Migne. PG, t.10; The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria, ed. By L. Feltoe, Camb., 1904; в рус. пер.: Творения св. Дионисия Великого, еп. Александрийского, Каз., 1900.

Дружинин А., Жизнь и труды св. Дионисия Великого, еп. Александрийского, Каз.,1900; ПБЭ, т.4, с.1082–1086; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, СПб.,18822, т.1; Bienert W.A., Dionisius von Alexandrien, B.-N.Y.,1978. Библиография на иностранных языках см.: Quasten. Patr., v.2, p.101–209. См. также статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle