прот. Александр Мень

Источник

Дании́ла проро́ка кни́га

Дании́ла проро́ка Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, помещаемая в еврейской Библии среди Писаний, а в *Септуагинте – среди пророческих книг (так же и в синодальном переводе). Состоит из 12 глав, причем греческий перевод содержит три дополнения к ним, которые признаны *неканоническими (песнь отроков в гл. 3, сказания о Сусанне и Виле в главе 13–14).

Даниила пророка Книга распадается на две разнохарактерные части: 1) рассказы о Данииле и его друзьях (гл.1–6), 2) апокалиптические видения Даниила (гл.7–12). На арамейском языке написан почти весь 1-й раздел (за исключением 1:1–2:3, написанных на еврейском), а также глава 7. О причинах подобного двуязычия было выдвинуто несколько гипотез. Одни толкователи считали, что арамейские переводы заменили утраченный еврейский оригинал; другие полагали, что книга была написана на арамейском языке, а позднее автор (или редактор) перевел начальные главы частей на еврейский язык; третьи связывали двуязычие с двумя предполагаемыми авторами книги. Однако, несмотря на несходство *жанров и двуязычие книги, она обнаруживает единство духа и замысла, которое указывает на одного составителя.

1. Содержание и богословие. В первой части говорится о мужестве верных, вынужденных жить среди язычников. Четверо иудейских юношей, Даниил и его друзья, переселенные в Вавилон после первой сдачи Иерусалима (597), воспитываются при халдейском дворе. Навуходоносор осыпал их милостями, готовя для царской службы, но они не отступили от заветов отцов и не осквернялись «яствами со стола царского». Бог наградил их стойкость и даровал им мудрость, а Даниилу еще и способность толковать сны и видения (глава 1).

Глава 2 повествует об огромной статуе, которую видел во сне царь. Голова кумира была из золота, грудь и руки – из серебра, бедра – из меди, голени – из железа, а ступни – из глины. Оторвавшийся от горы камень сокрушил идола, «сделался великою горою и наполнил всю землю». Даниил истолковал царю этот сон: он означает постепенный упадок земных империй, на смену которых придет вечное Царство Бога.

Главы 3–4 рассказывают о повелении царя поклоняться истукану и о том, как трое юношей предпочли смерть в раскаленной печи отступничеству от Бога. Но они не погибли: ангел, «подобный сыну Божию», укротил огонь, а самого царя за гордыню Бог поразил на долгое время безумием. В итоге Навуходоносор раскаялся и прославил «Царя небесного».

В главе 5 Валтасар, сын Навуходоносора, пирует в своем дворце и внезапно видит на стене загадочные слова, начертанные неведомой рукой. Даниил толкует их в том смысле, что царство Валтасара, который оскорблял Бога (он пил вино из священных сосудов Храма Иерусалимского), обречено. В ту же ночь Валтасара убивают и власть переходит к Дарию Мидянину. Дарий также покушается на веру тех, кто предан Господу. Он запрещает в течение 13 дней обращаться с просьбой к кому бы то ни было, кроме царя. Но Даниил не оставляет ежедневной молитвы. В наказание его бросают в ров, где содержались львы. Звери не трогают героя, и Дарий вынужден признать величие «Бога Даниилова».

В этих сказаниях ведущими являются два мотива: живя среди язычников и даже принуждаемые под страхом смерти к измене Богу, верные могут и должны сохранять преданность Господу, пунктуально блюсти уставы Закона и отвращаться от идолов. Тирания не властна над душами людей; мало того, у нее вообще нет будущего. Царства мира сего неуклонно идут к упадку, вечным останется лишь Царство Божье.

Вторая часть книги написана в основном от лица самого Даниила и содержит ветхозаветную философию истории. Из морской бездны (символизирующей силы тьмы) выходят четыре чудовища. Вид их противоестественный; они бросают вызов правде Божьей. Эти чудовища – четыре мировых державы (Вавилонская, Мидийская, Персидская и Греческая). У четвертого зверя вырастает рог с «устами, говорящими высокомерно». Это царь-богохульник и гонитель Антиох Епифан. Даниил созерцает престол «Ветхого днями» (Бога) и суд Его над четырьмя империями.

Число «четыре» в древности имело символическое значение и указывало на всемирность события или явления. Во многих языческих мифах мы находим четыре поколения богов; греческий писатель 8 в. до н.э. Гесиод говорил о четырех веках постепенного упадка человечества. Принимая этот образ четырехфазной истории, Даниил, однако, не приемлет языческого пессимизма; он лишь показывает, что по мере приближения Царства Божьего зло в мире возрастает. Но злым силам не вечно бушевать на земле. Пророку открыто, что конец их предопределен.

Видел я в ночных видениях,

вот, с облаками небесными

шел как бы Сын человеческий,

дошел до Ветхого днями

и подведен был к Нему.

И Ему дана власть,

слава и царство,

чтобы все народы, племена и языки

служили Ему;

владычество Его – владычество вечное,

которое не прейдет,

и царство Его

не разрушится.

(Дан.7:13–14)

Человеческий облик Владыки вечного Царства противопоставлен звериному и уродливому облику царств мира сего. Словосочетание *Сын Человеческий (арам. בר־אנש, бар-эна́ш) означает человека вообще, но в видении Даниила Он – больше, нежели человек; подобно Богу, Он шествует «с облаками небесными» (образ *теофании). Он есть и Мессия, и одновременно «народ святых Всевышнего» (7:27), т. е. Церковь. В этом откровении уже предвосхищено учение апостола Павла о Теле Христовом.

Видение главы 8 снова возвращает читателя к судьбам четырех империй, причем они конкретно называются. Подробнее всего сказано о борьбе между Ираном и Мидийской державой. После того как умер Александр и ему наследовали четыре диадоха («сломился большой рог, и на место его вышли четыре» – Дан.8:8), является гонитель веры, прообраз Антихриста, селевкидский царь Антиох Епифан (см. статью *Второго Храма период).

Он вторично изображен как «небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (имеется в виду Святая земля. – А.М.), и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, даже вознесся на Вождя воинства сего (т. е. Господа Саваофа, Вождя воинства небесного, см. статью Имена Божьи. – А. М.), и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (Дан.8:9–11). На вопрос, долго ли будет торжествовать нечестивый, пророку дается ответ, что Бог очистит святилище через 2300 суток (Дан.8:14), т. е. через три с половиной года. Число три, или три с половиной, становится в Книге Даниила символом срока испытаний.

Глава 9 содержит мессианское пророчество о «седминах» (см. ниже), а главы 10–12 рисуют эсхатологическую битву против сил тьмы, после которой гонители падут и история выйдет за свои пределы.

И многие из спящих в прахе земли

пробудятся,

одни для жизни вечной,

другие на вечное поругание

и посрамление.

И разумные будут сиять,

как светила на тверди,

и обратившие многих к правде –

как звезды,

вовеки, навсегда.

(Дан.12:2–3)

Таким образом, мрачная картина рождения, борьбы и упадка земных царств сменяется благовестием о Царстве Божьем и Воскресении. Вся Даниила пророка Книга пронизана надеждой и верой в победу добра. Скорбные недоумения пророка, который живет в годы тяжких бедствий, разрешаются в несокрушимой надежде. Она торжествует в сердцах верных подобно тому, как герои первой части книги торжествовали, несмотря на угрозы гонителей.

В Книге пророка Даниила сосредоточены самые высокие чаяния Ветхого Завета. Поэтому мы находим частые ссылки на нее в Новом Завете. Господь Иисус именует Себя Сыном Человеческим, Он описывает разрушение Иерусалима и конечные судьбы мира языком этой книги. Апокалипсис Иоанна имеет с Даниила пророка Книгой тесную связь как в литературном, так и в духовном плане.

2. Исторический фон. Язык книги, особенно в ее первой части, несет явные следы персидского влияния. Автор знаком со многими обычаями и ходячими выражениями времен Иранской империи. Культовая реформа Навуходоносора, приказавшего строить храмы так, чтобы изваяние божества было видно молящимся во дворе, находит отголосок в сказании об идоле, которому велено было поклоняться. Валтасар был действительно сыном Навуходоносора, которого царь Набонид сделал своим соправителем (наместником Вавилона; ср. Дан.5:29). О пире в Вавилоне сообщает Геродот (История, I, 191). Из документов известно, что вавилонский царь действительно страдал какой-то болезнью и вынужден был покинуть столицу (этим царем был Набонид). Сказание об иудейском мудреце (видимо, Данииле), исцелившем его, найдено среди рукописей Кумрана. Несомненно, существовали и другие сказания о Данииле, на что указывают неканонические дополнения к книге. Однако в ней есть ряд анахронизмов и свидетельств, которые ставят под сомнение датировку ее *Плена периодом.

3. Датировка Даниила пророка Книги. Еще в 3 в. философ *Порфирий высказал мнение, согласно которому Даниила пророка Книга была написана в эпоху гонения Антиоха Епифана. В 17 в. эту мысль возродил Спиноза, и постепенно она завоевала широкое признание среди толкователей. Их аргументы можно свести к следующим положениям.

1) На Вавилон перенесены черты Персии (упоминание сатрапов; употребление арамейского слова רזא, раза́ – тайна, от иранского раз; неотменимость царских указов, что было характерно только для Персии, и т. д.).

2) В Даниила пророка Книге неточно указывается последовательность царствований: Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир. Согласно другим книгам Ветхого Завета и внебиблейским документам, последовательность была иной: Навуходоносор (604–562), Амель-Мардук (562–560), Нериглис-Сар (560–556), Лабаши-Мардук (556), Набонид (555–539) – узурпатор, который женился на вдове Навуходоносора и усыновил Валтасара. В 538 персидский царь Кир II покоряет Вавилон (Набонид пленен, Валтасар убит). Киру наследует Камбиз II (530–523), и лишь затем уже к власти приходит Дарий I (522–486). Эти несоответствия указывают на то, что священный автор записал предание о событиях, уже значительно отдаленных от его времени.

3) Как отметил *Роули, арам. язык книги – поздний (не ранее 3 в. до н.э.).

4) Употребление греч. слов (таких как «симфония») также говорит о более поздней эпохе, чем время описываемых в книге событий.

5) Аллегорические изображения борьбы царств в главе 11 прямо указывают на Селевкидский период, а именно на 2 в. до н.э.

6) До 2 в. ни на Востоке, ни в др. странах не было религиозных гонений, между тем Даниила пророка Книга их явно подразумевает и написана для людей, которые терпят преследования за веру.

7) Намеки на прекращение жертвоприношений в Храме и на «мерзость запустения» позволяют говорить о периоде репрессий Антиоха (1 Макк.1:54–57).

8) Имя Даниила нигде в Ветхом Завете не упоминается (в Иез.14:12–20 имеется в виду не пророк, а древний финикийский царь Данэл). В Книге Иисуса, сына Сирахова (ок.190), при перечислении пророков не называется Даниил, что было бы невозможно, если бы Даниила пророка Книга уже существовала. Это лишь главные аргументы, наряду с которыми имеется еще много других.

«Бесполезно, – пишет А.*Карташев, – тратить теперь усилия на невозможные доказательства о написании книги пророка Даниила самим Даниилом при его жизни, т.е. в 6 в. Для всех, не держащих волей или неволей свои глаза закрытыми на литературно-историческую очевидность, ясно, что книга написана неизвестным автором в 165 г. до Р.Х. после очищения Храма Иерусалимского Иудой Маккавеем от «мерзости запустения», водворенной Антиохом Епифаном еще до смерти последнего зимой 164 г.».

Вполне возможно, что неведомый боговдохновенный пророк (может быть, тоже носивший имя Даниила) соединил агадические *мидраши о временах Плена с апокалиптическими видениями именно в то самое время, когда ветхозаветная Церковь нуждалась в слове утешения и ободрения. «Псевдонимность книги, – по словам Карташева, – принятой в канон, опять-таки при точном историческом истолковании ее буквального смысла, нисколько не умаляет ее прообразовательно-пророческого значения». Смысл и духовное провозвестие Слова Божьего не могут зависеть от проблем хронологии древних царей или датировки книги. Это провозвестие несет в себе непреходящую истину об истории как арене борьбы сил добра и зла, которая завершится торжеством Царства Божьего.

4. Мессианское пророчество о «седминах» занимает особое место в. Пророк недоумевал, почему Плен длился меньше, чем было предсказано у Иеремии (Дан.25:9–12), а испытания все еще продолжаются. И тогда ему было открыто, что полоса бедствий увеличена в 7 раз (ср.Лев.26:21), после чего наступит мессианское время. Эта полоса невзгод охватывает не 70 лет, как говорил Иеремия, а 70 седмин (семилетий). Она разделена на 2 фазы: испытание (7 седмин) и возрождение (62 седмины).

Среди экзегетов существует два толкования седмин.

1) До 19 в. их отсчет вели с момента указа персидского царя Артаксеркса (445; ср. Неем.2:1) и доводили до конца земного служения Христа Спасителя.

2) За последние сто лет почти всеми библеистами принят отсчет от Плена, а само течение седмин разделено на 2 фазы. Первая фаза – округленно 49 лет (7 седмин) – длится от Плена (587) до освобождения иудеев персидским царем Киром II (538), согласно, «до вождя помазанника», евр. נגיד משיח, маши́ах наги́д (в синодальном переводе «Христа владыки»). Этот помазанный Вождь – либо Кир (Ис.45:1), либо первосвященник Иисус, сын Иоседеков (Зах.6:11).

Вторая фаза – округленно 434 г. (62 седмины) – длится до смерти некоего «помазанника» (в синодальном переводе: «Христа»), под которым разумеется первосвященник Ония III (ум.171). Разорение святилища «народом вождя» указывает на гонение Антиоха.

Последняя седмина – время самых горьких испытаний (175–163). Половина ее начинается с 167 г. (3,5 года; ср.Дан 7:25; 8:14; 12:7, 11–13). Храм осквернен языческим алтарем; «мерзость запустения» продлится 1290 дней (ср. 1Макк.1:54; Дан.11:31; 12:11). Здесь, по замечанию прот. *Князева, дается та же 4-частная схема истории, что и в описании звериных царств, и в сновидении Навуходоносора, хотя в пророчестве есть и определенное своеобразие: за 3 фазами (7 седмин, 62 седмины и 70 седмин) следует последняя – мессианская.

Одной из замечательных черт учения Даниила пророка Книги является благовестие о воскресении из мертвых, которого прежде Ветхий Завет не знал или только смутно предчувствовал.

Даниила пророка Книга оказала огромное влияние на священную и апокрифическую письменность. Вся *апокалиптическая литература так или иначе черпала из нее образы и идеи. Рожденная в годину скорбей, она осталась для Церкви на все века источником вдохновения и надежды.

Святоотеческие комментарии: блж. *Иероним Стридонский, Толкования на пророков Даниила, Осию, Иоиля, Творения, К., 1894, ч.12; свт.*Иоанн Златоуст, Толкования на Книгу пророка Даниила, Творения, СПб., 1900, т.6 (авторство И. Златоуста оспаривается); свт.Ипполит Римский, Толкования на Книгу пророка Даниила, Творения, Каз., 1898, вып. 1.

*Булгаков С., Два града, М.,1911, т.2; свящ. Введенский А. Л., Язык Книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения, ТКДА, 1912, №4; Громогласов И., Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим, ЧОЛДП, 1894, № 2; Даниил, НЭС, т.15; Даниила книга в Библии, ЕЭ, т.6; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; прот. *Князев А., Пророки, «Вестник РХД», №118; *Марковски И.С., Пророк Даниил, «Годишник на Духовната академията», София 1951, т.1 (27); *Некрасов А.А., Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины пророка Даниила, Каз., 892; его же, Седмины прор. Даниила по олимпиадам, ПС, 1887, №4; *Ньютон И., Замечания на Книгу пророка Даниила и «Апокалипсис св. Иоанна», пер. с англ., Пг.,1915; Петровский А., Книга пророка Даниила, ТБ, т.7, с.1–83; Потапов В.Н., О Книге св. пророка Даниила, ПТО, 1871, № 24; свящ. Разумовский А.Ф., Св. пророк Даниил и его книга, СПб.,1891; *Смирнов И.К., Св. пророк Даниил и его книга, Рязань, 1879. (Большинство этих трудов устарело.) Charles R.H., Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel with Introd., Indexes and a New English Transl., Oxf., 1929; Childs, p.608–623; Delcor M., Le Livre de Daniel, P., 1971; NCCS, p.650; Porteous N.W., Das Buch Daniel, Gött., 19682. См. также статью *Второго Храма период.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle