прот. Александр Мень

Источник

Да́нте

Да́нте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, мыслитель и политический деятель, представитель «христианского Возрождения», предшествовавшего Ренессансу. Родился во Флоренции, образование получил, вероятно, в школе правоведения в Болонье; занимал административные должности в родном городе, участвовал в военных кампаниях. Из-за поражения партии, к которой принадлежал, Данте вынужден был навсегда покинуть Флоренцию (1302). После этого жил в ряде итальянских городов и, по некоторым данным, в Париже. Скончался в изгнании, в Равенне.

Поэт имел энциклопедические по тому времени познания и интересы. Во многом (хотя далеко не во всем) его мировоззрение определялось богословием средневековой схоластики. «От времен юности книги Библии были постоянными спутницами поэта» (И.Голенищев-Кутузов). Специальных комментариев к Ветхому или Новому Завету Данте не писал, но его трактаты и знаменитая «Божественная комедия» были насыщены библейской тематикой. Обличая нравственные и социальные недуги своего времени, Данте постоянно ссылался на книги Священного Писания (особенно на *пророков). Современные ему события он осмыслял в образах библейской истории. Нередко для этой цели поэт использовал метод толкования, способствующий раскрытию *анагогического смысла Священного Писания. При этом он не отрицал опасности произвольного комментирования Библии аллегористами. «В отношении мистического смысла, – писал Данте, – возможны ошибки двоякого рода: либо тогда, когда его ищут там, где его нет, либо когда толкуют иначе, чем надлежало бы толковать» (Монархия, III, 4, 6). Характерно, что поэт отказывался считать Писание единственным источником знаний о мире: по его мнению, Библию дополняют «физика» и «метафизика», т.е. естественные науки и философия (Рай, XXIV, 133–238).

По фабуле «Божественная комедия» Данте является вариантом распространенных в Средние века сказаний о странствиях по загробному миру, но в глубинной своей сущности она есть символическое описание пути, который проходит душа от пропасти зла (Ад), через зарю надежды (Чистилище) к вечному свету спасения (Рай). Изображая это духовное восхождение, поэт воспроизводит, толкует и переосмысляет библейские образы Древа жизни, земного Эдема, Вавилонской блудницы и т. д. В небесных обителях Данте встречает библ. героев, мудрецов и пророков. Особую роль в творчестве поэта играют «Соломоновы писания», и сам царь Соломон изображен в «Комедии» и трактатах Данте как идеал мудрости (Рай, XIII).

Оpere, Florence, 1921; в рус. пер.: Божественная комедия, М., 1967; Малые произведения, М., 1968.

Голенищев-Кутузов И.Н., Данте и Библия, в кн.: Голенищев-Кутузов И.Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Эллис [Кобылинский Л.Л.], Учитель веры, «Труды и дни», 1914, №7. См. также: Данченко В.Т., Данте Алигьери: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке 1762–1972, М., 1973.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle