прот. Александр Мень

Источник

Вайсс

Вайсс, Вайс (Weiß) Иоганн (18631914), немецкий исследователь Нового Завета либерально-протестантского и рационалистического направления. Сын Бернхарда Вайсса. Образование получил в университетах Марбурга, Берлина, Геттингена и Бреслау. Был профессором Нового Завета в университетах Геттингена (с 1890), Марбурга (с 1895) и Гейдельберга (с 1908).

Вайсс исходил из общей для *либерально-протестантской школы установки: церковное представление о «Христе веры» радикально отличается от «исторического Иисуса», каким Он был в действительности. В поисках разгадки Его личности Вайсс обратил внимание на апокалиптические мотивы в Евангелиях. Сравнивая их с иудейскими апокалипсисами, насыщенными напряженным чувством скорого конца и Суда Божьего, Вайсс предположил, что Иисус, будучи простым галилейским Учителем, разделял чаяния народной *эсхатологии. Проповедь Иоанна Крестителя якобы сыграла в этом решающую роль. Ожидая пришествия Царства Божьего в силе, Иисус осознал Себя Мессией, провозвестником этого Царства и погиб в столкновении с властями. Значение же Иисуса не в этом ошибочном воззрении, а в Его нравственной проповеди. Все это Вайсс изложил в книге «Проповедь Иисуса о Царстве Божьем» («Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes», Gött., 1892). Концепция Вайсса нашла защитника в лице А.*Швейцера, но в то же время подвергалась справедливой критике (см. статьи: *Додд; *Оулдем; *«Осуществленная эсхатология»; *Эсхатологическая школа в библеистике).

В статье о литературной критике Нового Завета, помещенной в энциклопедии «Религия в истории и современности» («Religion in Geschichte und Gegenwart», 1912), Вайсс предвосхитил метод *«истории форм» школы, который спустя несколько лет был разработан преемником Вайсса по кафедре в Гейдельберге *Дибелиусом и *Бультманом. Когда *Древс стал ездить по всей Германии с лекциями о мифичности Христа, Вайсс откликнулся на это брошюрой «Иисус Назарянин, миф или история?» («Jesus von Nasareth, Mythus oder Geschichte?», Tüb., 1910), в которой подверг *мифологическую теорию уничтожающей критике.

В вышедшей уже посмертно книге «Первохристианство» («Das Urchristentum», Gött., 1917) Вайсс выступил против *Буссе и др. представителей *религиозно-исторической школы, утверждая, что Церковь была основана на вере в Иисуса и под непосредственным впечатлением первохристиан от Его личности, а не являлась продуктом эллинизма. Несмотря на значительное влияние эллинизма на апостола Павла и первохристиан, определяющим было не это воздействие, а именно жизнь и учение Христа.

Evangelien der Markus und Lukas, Gott., 18928; Paulus und Jesus, B., 1909; Christus: die Anfänge des Dogmas, Tüb., 1909. Перечень трудов Вайсса см. в англ. пер. его книги: Jesus’ Proclamation of the Kingdom of God, L.– Phil., 1971.

*Burkitt F.C., Johannes Weiß: In Memoriam, «Harvard Theological Review», 1915, v.8; Genthe, S.169–178; ODCC, p.1464; Schweitzer. GLJF, K.XV.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle