прот. Александр Мень

Источник

Вайсс

Вайсс, Вайс (Weiß ) Бернхард (1827–1918), немецкий протестантский исследователь Нового Завета. Сын кенигсбергского пастора. Учился в университетах Кенигсберга, Галле и Берлина. Был профессором экзегетики Нового Завета в Кенигсберге (с 1852), Киле (с 1863) и Берлине (1877–1903). Вайсс пытался занять среднюю позицию между противоборствующими школами, но в большей степени примыкал к либеральной теологии. В вопросе *исагогики Нового Завета он придерживался сравнительно консервативных взглядов, отдавая предпочтение Евангелию от Марка как древнейшему и достоверному свидетельству о Христе (Вайсс датирует его 67).

В своем «Учебнике библейского богословия Нового Завета» («Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments», B., 1868) Вайсс предпринял попытку выделить обособленные темы: учение Иисуса, учение первоапостольской Церкви, учение Павла, по слепавловское учение. Он подчеркивал дистанцию, которая отделяла учение Иисуса от веры первых христиан, для которых центром всего была крестная смерть и Воскресение Спасителя. Таким образом, для Вайсса происхождение христианства подчинено эволюционному принципу (развитие в сторону усложнения).

Перу Вайсса принадлежит ряд новозаветных комментариев. Кроме того, он выпустил одно из первых критических изданий Нового Завета (т.1–3, Лейпциг, 1894–1900). Трудом всей жизни Вайсса была книга «Жизнь Иисуса» («Das Leben Jesu», B., 1882), над которой он работал более 20 лет. В ней он признает достоверность всех основных событий евангельской истории, поскольку был убежден, что в первоапостольской Общине сохранилось устойчивое предание о Христе. Вайсс верит, что явление Христа было уникальным событием спасения, и на этом основании допускает возможность чудес (хотя многие евангельские чудеса относит к легендам). Тем не менее христология Вайсса далека от церковной. Для него Иисус – божественный Посланник в мир, Который лишь постепенно осознал Себя Мессией; Он стоит последним в ряду великих пророков. Несмотря на это, книга Вайсса имела и положительное значение. По словам *Буткевича, «Вайсс превосходно опровергает многие возражения новейшей отрицательной критики, особенно школы *Штрауса и новотюбингенцев, живо и наглядно излагает евангельские события, даже и те, которые носят на себе явно сверхъестественный характер».

Aus neunzig Lebensjahren, 1827–1918, Lpz., 1927.

Прот.*Буткевич Т., Новое немецкое сочинение о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Das Leben Jesu von B.Weiss, М.,1882; ПБЭ, т.3, с.258–60; ODCC, р.1464.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle