прот. Александр Мень

Источник

Ва́йссе

Ва́йссе (Weisse) Христиан Герман (1801–1866), немецкий исследователь Нового Завета, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов. Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей «Философской догматике» («Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums», Bd.1–3, Lpz., 1855–1862) пытался связать христианство с рационалистическим мировоззрением и пониманием истории, которое в ту эпоху считалось наиболее передовым.

Свои взгляды на Евангелие и на Христа Вайссе изложил в двух книгах: «Критическое и философское исследование евангельской истории» («Die evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet», Bd.1–2, Lpz., 1838) и «Современное состояние проблемы Евангелий» («Die Evangelienfrage in ihrem gegenwärtigen Stadium», Lpz., 1856). Признавая в целом ценность работы *Штрауса, Вайссе, однако, хотел преодолеть ее главный, по его мнению, недостаток – слабую аргументированность имеющейся связи между «евангельскими мифами» и реальными событиями жизни Иисуса. Кроме того, Вайссе считал Христа необыкновенным человеком, обладавшим парапсихическими свойствами («магнетической силой»), между тем как для Штрауса Он был заурядным учителем, неоправданно превознесенным последующими поколениями. Прибегая к своей теории «магнетической силы», Вайссе и объяснял все евангельские чудеса и само Воскресение. Дух Христа якобы являлся ученикам в Галилее, что послужило основой для создания легенды о Воскресении. За всеми мифами, утверждал Вайссе, должно стоять нечто историческое, но мыслил он «историческое» только в плоскости, которая казалась ему рационально объяснимой. Таким образом, желая избежать крайних выводов Штрауса, Вайссе дал весьма субъективную реконструкцию евангельских событий.

Большое значение для истории экзегетики имела гипотеза Вайссе о хронологическом приоритете Евангелия от Марка. Развивая концепцию *Лахманна (1835), Вайссе отметил, что в *тройной традиции связь евангелистов осуществляется через Марка, что расхождения между Матфеем и Лукой видны больше всего именно в тех местах, которые отсутствуют в Евангелии от Марка. Вайссе выдвинул предположение, что кроме Марка существовал еще один источник, а именно «Источник речей», позднее обозначенный как Q – *Квелле (от нем. Quelle – источник). Что касается 4-го Евангелия, то Вайссе занял достаточно непоследовательную позицию. С одной стороны, он считал невероятным, чтобы Иоанн, который был апостолом иудеев, «облек речи своего Учителя в столь чуждое ему одеяние эллинистической спекуляции», а с другой – готов был признать достоверность древнего предания об авторстве Иоанна (см. статью *Евангелия).

Прот.*Буткевич Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872; Schweitzer. GLJF, K. XIV.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle