Воля, хотеть
I 1) слово «воля» в ВЗ в большей степени, чем в НЗ, подразумевает силу сердечного порыва. Оно может означать здесь высшее проявление человеч. бытия вообще. В. является средоточием, вместилищем поддающихся влиянию побуждений человека (ср. 2Пар. 15:15);
2) в Синод. пер. НЗ слово «воля» по своему значению соответствует греч. слову тэлэма, обозначающему В. как Божью, так и человеч.
II. 1) по В. Божьей были сотворены земля и все сущее в мире (Откр. 4:11). Бог действует исходя из Своей свободной В. Он неограниченно царствует на небесах (Мф. 6:10). Никто не в состоянии долго противостоять Его В. (Рим. 9:19). В. Божья должна находиться в центре всякой жизни, в том числе и жизни человека, ибо «всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36; 1Кор. 8:6). Просьба о том, чтобы неогранич. В. Божья вершилась и на земле, должна составлять содержание всякой праведной христ. молитвы (Мф. 6:10). Человек, который с момента грехопадения оказался не в состоянии исполнять В. Божью, вместе со всей тварью (Рим. 8:20) покорился греху и суете (ср. Рим. 7:15). Его В. преимущ. склоняется к злу, ибо дьявол уловил его «в свою волю» (2Тим. 2:26). Безбожный человек уже не исполняет В. Божью, а подчиняется В. плоти и своему самовластному разуму (Еф. 2:3); он живет по «воле языческой» (1Петр. 4:3). Это не означает, что безбожный человек в рамках сотвор. мира и реальных человеч. установлений не имеет свободы решения в вопросе о добре и зле (см. Лев. 22:18; 1Кор. 7:37). Но только посредством ⇒ возрождения, происходящего «ни от хотения мужа» (Ин. 1:13), а по В. Божьей через Его слово (1Петр. 1:23; Иак. 1:18), безбожный человек освобождается, чтобы исполнять В. Божью (2Кор. 8:10);
2) тем обстоятельством, что это может происходить, мы обязаны Божьей В. к спасению человечества. Бог не хочет погубить ни одного человека (Ин. 6:38), Он хочет, чтобы все люди обрели вечную ⇒ жизнь. Ради этого Он послал на землю Своего Сына, целью жизни Которого было исполнение В. Отца (Мф. 26:42; Лк. 22:42; Ин. 4:34; Ин. 5:30) и принесение Себя в жертву за всех людей (Гал. 1:4). Согл. НЗ, В. Божья всегда направлена на спасение. Божья любовь проявляется в том, что Он предопределил усыновить грешных людей (Еф. 1:5) «в похвалу славы благодати Своей». Эта Божья В. к любви носит универсальный характер. Тайна Его В. состоит в том, что весть примирения была принесена не только народу Израиля, но и язычникам – для покорения их вере (Рим. 14:24). Павел был призван в апостолы и наделен Богом силой для того, чтобы свершилась Его В. (Еф. 1:11). Поэтому Павел в своей апостольской деятельности постоянно ссылается на Божью В. (2Кор. 1:1; Еф. 1:1; Кол. 1:1; 2Тим. 1:1).
III. Бог хочет не только оправдания грешника, но и его освящения (1Фес. 4:3). Поэтому автор Послания к евреям передает читателям послания пожелание, чтобы Бог силой воскресения сделал их способными исполнять Его В. (Евр. 13:20). Но чтобы исполнять В. Божью, необходимо знать, в чем она состоит; и об этом Павел просит Господа для колоссян (Кол. 1:9). Такое знание и происходящее из него послушание придают правильное направление молитве и даруют верующему обетование, что молитва будет услышана (Ин. 9:31; 1Ин. 5:14). Творящий В. Господа обретает новое познание (Ин. 7:17; Кол. 1:9–11). Люди, исполнявшие Божью В., не погибнут вместе с миром, а пребудут в вечности (1Ин. 2:17). В. к освящению Своих чад Бог осуществляет и через их страдания (1Петр. 3:17; 1Петр. 4:19; ср. Деян. 21:14), причем Он ожидает от них послушания и вооружает их терпением (Евр. 10:36).
IV. В. Бога Творца (Откр. 4:11), как и Его любовью (Еф. 1:5), и Его судом над теми, кто не желает услышать Его и постоянно противостоит Ему (1Цар. 2:25; Иер. 5:3.6; Иер. 6:10; Иер. 25:7; Мф. 23:37), освящается Его имя и возвышается слава Божья. А в этом и состоит цель всех деяний Бога и Его В.