Вне и внутри
Вне и внутри: 1) в Библии придается большое значение тому, находится человек или предмет «вне» ч.-л. или «внутри» ч.-л. Хотя традиц. евр. гостеприимство не позволяло оставлять на улице не только почетных гостей, но и нуждающихся в ночлеге странников (Быт. 24:31; Иов. 31:32), в повседневной жизни случалось порой, что человек вынужден был оставаться вне дома. Так, убийца, спасающийся бегством от мстителей за кровь (⇒ Кровная месть), должен был ждать перед воротами ⇒ города-убежища, пока не будет вынесено решение по его делу (Нав. 20:4). Психически больные и прокаженные находились вне общества, живя в пустынных местах (Мк. 1:45; Мк. 5:2–5). Петр, отрекаясь от Господа, находился вне дворца первосвященника, во дворе, среди врагов Христа (Мф. 26:69). Израильтянин должен был ждать своего должника на улице перед его домом, пока тот вынесет свой залог (Втор. 24:10);
2) «вне» или «внутри» приобретало еще более важное значение в культовой жизни народа. Жертвоприношения за грех, за некоторыми искл., совершались вне стана (Исх. 29:14; Лев. 9:11). Вне поселений предавались смерти люди, нарушившие Божьи заповеди (Числ. 15:35). Иисус Христос тоже «пострадал вне врат» (Евр. 13:12);
3) важнейшее из всего, что связано с понятиями «вне» и «внутри», – это вечное отлучение от Царства Божиего. Уже в этом мире происходит деление на «внешних», живущих в отрыве от Бога и Его Царства (Мк. 4:11; Кол. 4:5; 1Фес. 4:12; 1Тим. 3:7), и «внутренних», вошедших «в дверь Иисуса Христа» (Ин. 10:9) и очистившихся Его кровью от греха. Эти люди обрели вечную жизнь и подчиняются теперь иному закону. Если «внешние» предстанут перед Божьим судом, то спасенные Иисусом будут освящены и защищены Самим Богом (1Кор. 5:12; ср. 1Фес. 5:23; 1Ин. 3:3). Но все же существует временной предел, после которого переход извне вовнутрь становится невозможным. Дверь более не отворится (Мф. 25:10–12), и «вне» наступят страдания, вечная тьма (Лк. 13:25; Откр. 14:20; Откр. 22:15).