Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ум, разум, разумение, разумный

I. 1) словом «У.» в Синод. пер. ВЗ часто передается др.-евр. слово лев – ⇒ «сердце», которое в библ. эпоху считалось не только внутр. органом, но и инструментом чувствования и мышления (Быт. 24:45; 3Цар. 4:29; Иер. 3:16; ср. Екк. 2:1). В НЗ словом «У.» чаще всего переводится греч. слово нус (Рим. 12:2; Кол. 2:18; Лк. 24:45); сходный смысл имеет и греч. слово дианойа – «разум» (2Петр. 3:1, в Синод. пер. – «смысл»; 1Ин. 5:20, в Синод. пер. – «разум»), а также айстэтэриа (в Синод. пер. – «чувства», Евр. 5:14) и эннойа (мышление, намерения; Евр. 4:12, в Синод. пер. – «намерения»). В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч. языке часто употребляются производные слова от глагола фронео. В библ. текстах понятие «ум» выражается целым рядом евр. и греч. слов, которые могут означать также «сердце», «понимание», «рассудок», «познание», «разум», «мудрость», «мысль», «мнение», «решение». Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;

2) при всем многообразии языкового выражения, смысл слова «У.» остается одним и тем же: под У. подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека (Рим. 12:2; Еф. 4:17), Бога (Ис. 14:24; Иер. 23:20; Рим. 11:34; 1Кор. 2:16). Разум позволяет людям обретать нравств. понятия. Именно наличием разума человек отличается от «неразумных животных» и поэтому может господствовать над ними (Быт. 1:28; ср. Пс. 48:21). Т.о., разум – это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия. Разум – это вместилище человеч. мыслей и планов. Разум и разумение человек получает от Бога (Исх. 31:3; Иов. 32:8; 3Цар. 4:29). Библия нередко воздает хвалу разумному поведению (1Цар. 25:3; Притч. 1:4; Притч. 17:27; Притч. 19:14; Притч. 23:12; Притч. 28:2).

II. 1) со времени грехопадения человеческий У. стал «плотским» (Кол. 2:18), подверженным суетности (Еф. 4:17), превратным (Рим. 1:28), поврежденным, развращенным (1Тим. 6:5; 2Тим. 3:8) и оскверненным (Тит. 1:15). Грех коренится в самой основе умственной деятельности человека, поэтому слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12; ⇒ Сердце);

2) Библия призывает к преобразованию «обновлением ума» (Рим. 12:2). Через воздействие Св. Духа человек может познавать истину (1Ин. 5:20; ср. 2Петр. 3:1), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло (Евр. 5:14). Верующим даруются У. и чувствования, как у Христа (1Кор. 2:16; Флп. 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви (Рим. 12:16; 1Кор. 1:10; 2Кор. 13:11; Флп. 2:2).

III. О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели. Его Дух – это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости» (Ис. 11:2; ср. Иов. 12:13; Иов. 26:12; Пс. 135:5; Притч. 8:14; Иер. 10:12; Иер. 51:15). Его разум «неисследим» (Ис. 40:28), но все человеч. помыслы открыты Ему (Пс. 138:2).

IV. Для постижения Божеств. и вечных истин человеч. разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью (1Кор. 2:14; 2Кор. 4:4; Еф. 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения. Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр. сущность обретает покой (Флп. 4:7). Человеч. разум нуждается в просветлении Св. Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере (2Кор. 10:5). Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает «разумное служение» (Рим. 12:1) и оказывается способным познавать волю Божью (Рим. 12:2; 1Ин. 4:1).

V. Попытки человеч. разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств. и духовных истинах осуждаются Библией:

1) неразумны глупцы и безумцы (Притч. 18:2; Рим. 1:21), дети (Ос. 13:13), бедняки (Иер. 5:4), язычники (Еф. 4:17);

2) в качестве признаков недостаточности У. называются: отсутствие смысла в словах (Иов. 34:35), беспечность (Притч. 1:32), легковерность (Притч. 14:15), неумеренность и необузданность (Рим. 10:2; Тит. 3:3), непокорность истине (Гал. 3:1.3);

3) признаками истинного У. считаются: стремление к знанию (Притч. 15:14); познание Святого (Притч. 9:10), понятливость (Притч. 1:2), удаление от зла (Иов. 28:28), следование по путям Господним (Ос. 14:10);

4) НЗ ясно говорит, что природный У. имеет границы (1Кор. 1:19). Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога (Рим. 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому (Мк. 8:17; Лк. 24:45). Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является ⇒ просвещение Духом Божьим (Еф. 1:17.18; Еф. 3:4; Еф. 5:17; Кол. 1:9; Кол. 2:2; 2Тим. 2:7; Откр. 13:18).

VI. Выражение «выйти из себя» подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения. Это может быть проявлением патологии (⇒ Болезнь: безумие, безумный). Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении (Мк. 3:21; Ин. 10:20; ср. Деян. 26 и 1Кор. 14:23).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle