Сияние (освещение, озарение), сиять (освещать, озарять):
1) Бог есть ⇒ Свет, источник всякого С. (Пс. 17:29; Пс. 117:27). Перед С. Божьего света отступает мрак;
2) авторы ветхозаветных книг убеждены, что человек сам по себе не может познать волю Господа, поэтому Бог наставляет человека. Отсюда и часто повторяющиеся просьбы человека просветить его относит. Божьей воли: «Освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (Пс. 66:2), «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим» (Пс. 118:135), «Заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс. 18:9). Согл. Исаии, С. Божеств. света будет явлено через Мессию (Ис. 9:2; Ис. 42:6; Ис. 59:9; ср. Лк. 1:79; Лк. 2:32);
3) в НЗ Иисус Христос, Мессия, явившийся как Свет миру (Ин. 8:12), чудесным образом исполнил предсказания пророков ВЗ. Свет в образе Христа, посланный Богом во мрак (Ин. 1:5) и предназначенный всему миру, воссиял сначала в народе Израиля. Свет распространяется по миру через Благую Весть (2Кор. 4:3–6). Вначале С. этого света посредством воздействия Св. Духа озарило сердца апостолов, и они стали «светом миру» (Мф. 5:14), неся весть о познании Божьего света в Иисусе Христе (см. Еф. 3:9);
4) озаряющая сила Евангелия освещает тьму, делая явными грех и ложь (Еф. 5:13) и указывая единств. путь к спасению (Еф. 5:14). Под воздействием Благой Вести человек принимает решение (Ин. 3:19–21). Тот, кто последовал Божьему призыву, обращается от тьмы к свету. Озарение предшествует обращению, но и после обращения С. света не прекращается, поскольку Божий Дух просветляет глаза тем, кто обратился к свету (Ин. 16:13), научая их отличать доброе от злого и выбирать доброе, т.е. исходящее от Бога (Евр. 5:14). В этом смысле просвещение – важная составная часть спасения. Поэтому ап. Павел, говоря о Церкви, молитвенно просит, чтобы Господь «просветил очи сердца вашего» (Еф. 1:18).